«Блажени не видевшии и веровавше» (Из наследия митрополита Киевского Илариона)

Князь ВладимирСлавит похвалами [сугубо] римская страна Петра и Павла, через которых уверовала во Иисуса Христа, Сына Божия; Асия, Ефес и Патмос – Иоанна Богослова; Индия – Фому; Египет – Марка; каждая страна, город и народ чтут и славят своих наставников, которые научили их православной вере. Прославим и мы, по силе нашей, хотя малыми похвалами, совершившего великие и дивные дела нашего учителя и наставника, великого князя земли нашей, Владимира.
Сей славный муж, когда вырос и возмужал крепостию, тогда соделался единодержцем земли своей и управлял ею с правдою, мужеством и смыслом; и призрело на него всемилостивое око благого Бога, и воссиял в сердце его разум; он уразумел суету идольского заблуждения и взыскал единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое. А особенно, он всегда слышал о православной, христолюбивой и сильной верою земле греческой, как чтут там единого Бога в Троице и поклоняются Ему; как творятся там силы, чудеса и знамения; как церкви там полны людей.
Слыша все сие, возгорелся он духом и возжелал сердцем быть христианином и обратить всю землю свою в христианство. По благоволению любви Божией к роду человеческому это и исполнилось. Вошедши в святую купель, возродился он от Духа и воды, и принял имя вечное и славное в роды и роды – Василий. И по велел он всему народу своему креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа, и ни один человек не противился его благо­честивому повелению. Таким образом вся земля наша в одно время стала славить Христа с Отцом и Святым Духом. Тогда тьма служения бесовского исчезла, и осветило землю нашу солнце Евангелия; капища разрушены, и церкви воздвигаются; идолы низвергаются и явились иконы святых; бесы убежали; крест освятил го­рода; пастыри словесных овец Христовых, епископы, пресвитеры и диаконы, – стали возносить безкровную жертву; фимиам, возносимый Богу, освятил воздух. Поставлены на горах монастыри; явились черноризцы, мужи и жены, малые и великие, все люди наполнили святые церкви, прославили Господа, взывая: един свят, един Господь Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь. Христос победил! Христос одолел! Христос воцарился! Христос прославился! – Велий ecu Господи, и чудна дела Твоя! Боже наш, слава Тебе!
Тебя же как восхвалим, досточтимый и славный отец наш, премужественный между владыками земными,  Василий? Как можем надивиться твоей доблести, крепости и силе? Какую воздарим благодарность за то, что через тебя познали мы Господа и избавились заблуждения идольского, что по твоему повелению по всей земле нашей
славится Христос? Или как назовем тебя, Христолюбец, друг правды, смыслу место, милостыни гнездо? Как ты уверовал? Как взыскал ты Христа? Скажи нам, рабам твоим, скажи нам, учитель наш, откуда по­веяло на тебя благоухание Святого Духа? Не видел ты Христа и не ходил по Нем: как же ты стал учеником Его? Другие, видев
Его, не веровали, а ты, не видев, уверовал. Поистине исполнилось над тобою слово Господа Иисуса о блаженстве, сказанное Фоме: блажени не видевшии и веровавше (Ин. ХХ, 29). Посему с дерзновением, не сомневаясь, именуем тебя блаженным, ибо Сам Спаситель так назвал тебя.
Знавшие закон и пророков распяли Христа; ты, не читав ни закона, ни пророков, Распятому поклонился. Не видел ты апостола, который бы, пришед в землю твою, своею нищетою и наготою, гладом и жаждою, преклонил твое сердце к смирению. Не видел, как изгоняли бесов именем Христовым, возвращали здравие больным, как воскресали мертвые. Не видев всего этого, как же ты уверовал? Дивное чудо! Другие цари и властители, видя, как все сие совершалось святыми мужами, не веровали, но еще самих их предавали страданиям и мучениям. Но ты, блаженный, без всего этого притек ко Хри­сту, руководствуясь только своим добрым смыслом и острым умом, ты постигнул, что един есть Бог Творец видимого и невидимого, небесного и земного, и что послал Он в мир, для спасения Своих людей, возлюбленного Сына. И с сими  помыслами вступил ты в святую купель. Таким образом,что другим казалось безумием, то было для тебя силою Божиею.
Притом, кто изобразит множество твоих милостынь и щедрость, которые ты днем и ночью оказывал убогим, сирым, болящим, обремененным долгами, вдовам и всем просящим милостыни? Ты слышал слово Господне, сказанное царю Навуходоносору Даниилом: царю, совет мой да будет тебе угоден, и грехи твоя милостынями искупи, и неправды твоя щедротами убогих (Дан.IV, 24). Ты слышал сие, отец светоносный, и не удовлетворился одним слышанием, но совершил слышанное на самом деле: по­давал милостыню просящим,  одевал нагих, насыщал алчущих и жаждущих, посылал всякого рода утешения больным, искупал должников, освобождал содержимых в рабстве. Сия ­то любезная Богу милостыня дает тебе великое дерзновение перед Ним, как присному рабу Христову. В этом утверждаюсь я на слове Писания: хвалится милость на суде (Иак. II, 13); – утвержда­юсь на словах Самого все сильного и мило­сердного Господа: блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. V, 7).
….Сам Христос Спаситель показывает и уверяет нас, какой славы и почести Он удостоил тебя на небесах, когда говорит: иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, иже на небесех (Мф. X, 32). Если исповедавший только Христа перед людьми будет исповедан Христом перед Богом Отцом, то какой похвалы  сподобишься ты за то, что не только исповедал, яко Христос – Сын Божий, но и утвердил сию веру по всей этой земле, воздвиг церкви Христу и поставил Ему служителей? Подражатель великого Констан­тина, равный ему умом, равный любовию ко Христу и почитанием служителей Его! Тот со святыми отцами Никейского собора положил закон людям; а ты, часто собира­ясь с новыми отцами, нашими епископами, с великим смирением советовался с ними, как уставить закон сей среди людей, не­давно познавших Господа. Тот покорил Богу царство еллинское и римское; а ты, блаженный, то же сделал в России; ибо как у тех, так и у нас уже Христос именуется ца­рем. Тот с материю своею Еленою утвердил веру, когда принес крест из Иерусалима и разослал части его по всему миру своему; а ты утвердил веру с бабкою твоею Ольгою, принесши крест из нового Иерусалима, града Константинова, и поставив его на земли своей. И, как подобного Константину, Бог соделал тебя участником единой с ним славы и чести на небесах.
Добрым свидетелем твоего благоверия, о блаженный, служит святая церковь Пресвятой Богородицы Марии, которую создал ты на основании правоверия, в которой лежит ныне и мужественное тело твое, ожидая трубы архангельской. Весьма добрым и верным свидетелем служит сын твой Георгий (Ярослав), которого сотворил Господь преемником по тебе на престоле. Он недоконченное тобою окончил, как Со­ломон – предприятия Давидовы, – создал дом Божий великий и святой, в честь Его Премудрости, на освящение твоему граду, и украсил его всякими украшениями. Встань от гроба твоего, честная главо! Встань, отряси сон! Ты не умер, но спишь до общего всем восстания.
…Встань, по­смотри на внуков и на правнуков твоих, как они живут, как Господь хранит их; как содержат они  благоверие, тобою предан­ное, как часто посещают святые храмы, как славят Христа, как поклоняются Его имени!
Итак, радуйся и веселись, что семена веры, тобою посеянные, не иссушены зно­ем неверия, но орошены дождем Божия благопоспешения, расплодились изобильно. Радуйся, апостол между владыками, воскресивший нас,  мертвых душою, ибо тобою мы ожили и познали жизнь, Христа. Слепы мы были от бесовского заблужде­ния, – но через тебя увидели свет трисолнечного Божества; немы были мы, – но ты научил нас говорить, и ныне уже все мы,
малые и великие, славим единосущную Троицу. Радуйся, учитель наш и наставник благоверия!
(Митрополит Иларион, “Слово о законе и благодати”. Составлено по изд.: Троицкие листки. Духовно­нравственное чтение для народа. «Молодая гвардия». С. 152–156)