«Если око твое соблазняет тебя, вырви его». Из поучений святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого)

Если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает, и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его; лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает. Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится (Мк. IX, 43–49).

Это чрезвычайно важные слова Христовы! Не надо только понимать их так прямо и так нелепо, как понимают их изуверы скопцы, несчастные протестанты, которые ножом уродуют свое тело, следуя прямо и точно этим словам Христа.

Ну совершенно же ясно, что о прямом понимании этих слов не может быть и речи. Неужели Христос требует, чтобы мы отрубили руку или ногу свою, вырвали глаз свой, если соблазняют нас? Уже потому, что Господь говорит об одном глазе, ясно, что не так надо понимать их, ибо соблазняет не один, а два глаза. Так и было бы сказано Христом, чтобы оба глаза вырвать.

Для чего надо использовать эти слова Христовы? Чтобы не быть в муке вечной, «где червь их не умирает и огонь не угасает». Какой червь, какой огонь? Конечно, не в подлинном смысле червь, надо и это понимать иносказательно: как червь точит растение, как червь поедает наше мертвое тело, так и в муке вечной будет нас терзать и мучить несказанно позднее раскаяние о грехах наших, позднее и безплодное. Огонь неугасимый будет, конечно, не огнем в подлинном смысле слова, это будет огненное терзание, огненное мучение совести нашей.

И вот, чтобы избегнуть этого ужаса, этого червя, всегда точащего, этого огня неугасимого, надо исполнить эти слова Христовы. Как их исполнить? Конечно, не в прямом смысле этого слова: не надо отсекать руку или ногу, вырывать глаз. Надо, чтобы мы с болью, часто с тяжкой болью вырвали из сердца нашего все то, что соблазняет нас.

Соблазняет нас весьма многое, прежде всего, плоть наша, требующая служения себе, похотям своим и страстям. Надо безжалостно вырвать соблазны эти, точно глаз, соблазняющий вас. Это очень больно, при этом точно огонь обжигает нас, ибо насильно себя заставим вырвать из сердца нашего то, что ему приятно, заставляем себя идти не тем путем, который нам представляется приятным, и легким, и желательным, но причинить себе эту боль необходимо. Ибо только тогда, когда безжалостно вырвем из сердца все соблазны наши, станем жертвой чистой, благоугодной Богу.

В жертву Богу в Ветхом Завете было запрещено приносить животных, имеющих физические недостатки, нужно было приносить в жертву только вполне чистых животных – вола, овна, козла. Так и мы должны принести в жертву Богу сердце вполне чистое, обожженное огнем страдания, сердце, из которого безжалостно вырваны все страсти, все соблазны, все похоти.

Вот тогда мы будем чистой жертвой Богу, огнем очищенной – огнем страдания. Только тогда будет жертва, которая солью осолится. Надо, чтобы солью – солью чистоты – прониклось все наше тело, все наше существо, вся наша душа, как соль проникает в тело рыбы, в мясо и сохраняет их. Так и мы должны быть обожжены страданием и осолены солью чистоты. Помните это все, не бойтесь страданий, которые связаны с отсечением ваших страстей, ваших похотей.

 ***

        «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов»

Сын Человеческий, когда пребывал на земле, не имел, где главу приклонить, и тому книжнику, который хотел идти за Ним, сказал, что и птицы имеют гнезда, и лисицы – норы, а Сын Человеческий не имеет, где главу приклонить. Для чего сказал это Господь? Для того, чтобы все мы понимали и знали, что если идти за Ним, будем в таком же положении, как Он: не будем иметь, где главу приклонить, будем переходить с места на место, терпеть лишения, скорби, будем терпеть гонения, холод и голод. Он указывает на то, о чем раньше говорил: что путь в Царство Небесное есть скорбный, тесный путь, путь страданий и лишений. Это надо знать каждому христианину, если он захочет идти за Христом: надо приготовить себя ко всяким лишениям, всяким скорбям, всяким гонениям.

Об этом говорит удивительными словами Иисус Сын Сирахов: Сын мой! Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок. Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив, ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, в горниле уничижения (Сир. II, 1–5).

Вот эти святые слова запомните: люди, угодные Богу, испытываются в горниле уничижения. Они как сор в мире, не походят на всех мирских людей, идут не тем путем, которым идет огромное-огромное большинство людей.

Не ищут они своего, ищут славы Божией, всем сердцем служат Ему, хотят следовать Ему, и, как Он терпел в мире гонения, лишения, и они должны быть готовы всё претерпеть ради имени Его святого.

Вот почему Господь так ответил книжнику: Лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Мф. VIII, 20; Лк. IX, 58). А другому, захотевшему тоже идти за Ним, сказал слова, которые кажутся удивительными, чрезмерно суровыми: Предоставь мертвым погребать своих мертвецов (Мф. VIII, 22).

Казалось бы, что может быть естественнее желания похоронить отца своего? Но Господь Иисус Христос ответил, как никто никогда не мог бы ответить, сказав: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов». Что же это такое? Это значит, что все мертвые дела, заботы о мертвых, которые кончили путь свой и предстали пред очами Божиими, не должны обременять сердца наши. Заботы о мертвом, о всех мертвых делах, должны быть чужды сердцу нашему. К жизни, к вечной жизни, светлой и радостной жизни должны мы стремиться. Смерть и всё, что сопряжено с нею, должно быть чуждо нам, ибо пред нами надежда жизни вечной, вечной славы.

На вечную смерть будут осуждены отвергшие путь Христов, те, кто заботится о всех мертвых делах, о всем, что относится к смерти; мы же думать должны только о вечной жизни.

О смерти мы должны помышлять: смерть неизбежная должна быть напоминанием о том, что после нее мы предстанем на Суд Божий. Смерть тела должна напоминать о том, что только тело умирает, а душа будет вечно жить. Смерть тела не должна страшить тех, кто идет неуклонно путем Христовым: смерти все святые ждали спокойно, даже радостно.

Вот потому, что таково должно быть отношение к смерти, что не должны мы заботиться о смерти и о мертвых делах, и сказал Господь желавшему быть Его учеником: «Предоставь мертвым хоронить своих мертвецов». Найдутся другие, которые похоронят твоего отца, люди, которые заняты только земными делами, а ты иди за Мною. Видите, что эти слова, которые кажутся такими суровыми, не таковы: это святые слова, напоминающие нам о жизни вечной, ибо для этой жизни предназначены все мы. Оставим же заботы о делах мертвых и всем сердцем устремимся к заботе о том, чтобы стяжать жизнь вечную, которой же да сподобит всех. Аминь.

 

***

 

Жить в Царствии Божием – это значит жить там, где царствует Бог. Наша глубокая, сокровеннейшая жизнь духовная протекает в глубинах сердца нашего, и Царствие Божие начнется для нас тогда, когда в сердце наше вселится Святой Дух. Тогда, по слову Христа, к тем, кто соблюдал заповеди Его, придет Он Сам со Отцом и обитель у него сотворят. Если сподобится праведник того, что воцарится в сердце его Святой Дух, это значит, что он уже в Царствии Божием. Царствие Божие в сердце его – там обитает и царит Святой Дух.

 

(Источник: Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Избранные творения. M., 2010. С. 138–139; 155–156.)