О лицемерии. Из духовного наследия святителя Игнатия (Брянчанинова)

Холодное, поверхностное служение Богу, перемешанное со служением страстям, исповедание Бога устами без исповедания деятельностью и сокровен­ной жизнью сердца при одном исполнении некоторых наружных обрядов и постанов­лений церковных признается пустым, ду­шепагубным лицемерием. Лицемеры, – так обличал Спаситель мира пренебрегавших заповедями Божиими и с мелочной точно­стью державшихся старческих преданий, предпочитавших предания заповедям, – ли­цемеры! хорошо пророчествовал о вас Иса­ия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям челове­ческим» (Мф. XV, 7–9). Церковные постанов­ления очень полезны и нужны как для каж­дого христианина, так и для христианского общества, доставляя поведению порядок и правила. Порядок и правила способствуют жизни благочестивой, но заповеди должны быть душой каждого христианина и хри­стианского общества.

Спаситель мира дал должное место, должную цену и отеческим «преданиям», и заповедям Божиим. Сие, то есть предания отцов, надлежало делать, сказал Он, и того, то есть заповедей Божи­их, не оставлять (Лк. XI, 42). От соблюдения постановлений Святой Церкви исполнение заповедей делается особенно удобным, а жизнью по заповедям точное соблюдение церковных постановлений охраняется от тщеславия, лицемерия и плотского мудро­вания. Закон Божий – духовен (Рим. VII, 14); евангельские заповеди суть дух и жизнь (Ин. VI, 63). Но как человек состоит из души и тела, то оказались нужными наружные обряды и постановления. Они соединены с духом Закона. Довольствующийся ис­полнением одних церковных постановле­ний и обрядов при оставлении внимания к евангельским заповедям или при недо­статочном внимании к ним низводит по скудоумию своему Закон с высоты духов­ного значения, отнимает у него для себя духовное достоинство его, всю сущность и гибнет в плотском мудровании своем и по причине плотского мудрования своего (см. Рим. VIII, 6).

Лицемерие, стараясь удовлетворить своим страстям, всецело работая греху, желает сохранить перед очами людей личину добродетели. В числе наших страстей весьма значительное место за­нимает тщеславие, ищущее насладиться похвалой человеческой. Оно не заботит­ся, справедлива или несправедлива эта похвала, правильны или неправильны пути к получению ее, получение похва­лы каким бы то ни было средством – вот вся цель тщеславного лицемера. Бог за­быт им: лицемер не способен ни к вере, ни к богопознанию. Как вы можете ве­ровать, – говорил Господь иудеям, зна­чительная и главнейшая часть которых заражена была фарисейством, – когда друг от друга принимаете славу , а сла­вы, которая от Единого Бога, не ище­те? (Ин. V, 44).

 (Источник: Симфония по творениям cвятителя Игнатия (Брянчанинова). М., 2008. С. 261–262.)