О любви к Богу. Из духовного наследия святителя Игнатия (Брянчанинова)

Люби Бога так, как Он заповедал лю­бить Его, а не так, как думают любить Его самообольщенные мечтатели.

Не сочиняй себе восторгов, не приво­ди в движение своих нервов, не разгоря­чай себя пламенем вещественным, пламе­нем крови твоей. Жертва благоприятная Богу – смирение сердца, сокрушение духа. С гневом отвращается Бог от жерт­вы, приносимой с самонадеянностью, с гордым мнением о себе, хотя б эта жертва была всесожжением.

Гордость приводит нервы в движение, разгорячает кровь, возбуждает мечтатель­ность, оживляет жизнь падения; смирение успокаивает нервы, укрощает движение крови, уничтожает мечтательность, умерщ­вляет жизнь падения, оживляет жизнь о Христе Иисусе.

Послушание пред Господом паче жерт­вы благи, и покорение паче тука овня (1 Цар. XV, 22), говорил Пророк царю изра­ильскому, дерзнувшему принести Богу не­правильную жертву: желая принести Богу жертву любви, не принеси ее своевольно, по влечению необдуманному; принеси со смирением, в то время и на том месте, ког­да и где заповедал Господь.

Духовное место, на котором одном за­поведано приносить духовные жертвы – смирение.

Господь отметил верными и точными признаками любящего и нелюбящего. Он сказал: Аще кто любит Мя, слово Мое со­блюдет… Не любяй Мя, словес Моих не со­блюдает (Ин. XIV, 23–24).

Ты хочешь научиться любви Божией? удаляйся от всякого дела, слова, помыш­ления, ощущения, воспрещенных Еванге­лием. Враждою твоею к греху, столько не­навистному для всесвятого Бога, покажи и докажи любовь твою к Богу. Согрешения, в которые случится впасть по немощи, вра­чуй немедленным покаянием. Но лучше старайся не допускать к себе и этих согре­шений строгою бдительностью над собою.

Ты хочешь научиться любви Божией? тщательно изучай в Евангелии заповеда­ния Господа и старайся исполнить их са­мым делом, старайся обратить евангель­ские добродетели в навыки, в качества твои. Свойственно любящему с точностью исполнять волю любимого.

Возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия: сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех (Пс. CXVIII, 127–128), говорит Пророк. Такое поведение необходимо для соблюдения верности к Богу. Верность – непременное условие любви. Без этого условия любовь расторгается.

Постоянным уклонением от зла и испол­нением евангельских добродетелей – в чем заключается все евангельское нравоуче­ние – достигаем любви Божией. Этим же са­мым средством пребываем в любви к Богу: аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей (Ин. XV, 10), – сказал Спаситель.

Совершенство любви заключается в соединении с Богом; преуспеяние в любви сопряжено с неизъяснимым духовным уте­шением, наслаждением и просвещением. Но в начале подвига ученик любви должен выдержать жестокую борьбу с самим со­бою, с глубоко поврежденным естеством своим: зло, природнившееся грехопадени­ем естеству, сделалось для него законом, воюющим и возмущающим против Закона Божия, против закона святой любви.

Любовь к Богу основывается на любви к ближнему. Когда изгладится в тебе памя­тозлобие: тогда ты близок к любви. Когда сердце твое осенится святым, благодатным миром ко всему человечеству: тогда ты при самых дверях любви.

Но эти двери отверзаются одним толь­ко Духом Святым. Любовь к Богу есть дар Божий в человеке, приготовившем себя для принятия этого дара чистотою серд­ца, ума и тела. По степени приготовления бывает и степень дара: потому что Бог и в милости своей – правосуден.

Любовь к Богу вполне духовна: рож­денное от Духа, дух есть. Рожденное от плоти плоть есть (Ин.III, 6): плотская любовь, как рождаемая плотью и кровью, имеет свойства вещественные, тленные. Она непостоянна, переменчива: огнь ее вполне в зависимости от вещества.

Слыша от Писания, что Бог наш огнь (Евр. XII, 29), что любовь есть огнь, и ощу­щая в себе огнь любви естественной, не подумай, чтоб этот огнь был один и тот же. Нет! эти огни враждебны между собою и погашаются один другим. Служим благо­угодно Богу с благоговением и страхом; ибо Бог наш огнь поядаяй есть (Евр. XII, 28–29).

Естественная любовь, любовь падшая, разгорячает кровь человека, приводит в движение его нервы, возбуждает мечта­тельность; любовь святая прохлаждает кровь, успокаивает и душу и тело, влечет внутреннего человека к молитвенному молчанию, погружает его в упоение сми­рением и сладостью духовною.

Многие подвижники, приняв есте­ственную любовь за Божественную, раз­горячили кровь свою, разгорячили и мечтательность. Состояние разгорячения переходит очень легко в состояние иссту­пления. Находящихся в разгорячении и исступлении многие сочли исполненными благодати и святости, а они несчастные жертвы самообольщения.

Много было таких подвижников в За­падной Церкви, с того времени как она впала в папизм, в котором богохульно при­писываются человеку Божеские свойства, и воздается человеку поклонение, подоба­ющее и приличествующее единому Богу; много эти подвижники написали книг из своего разгоряченного состояния, в кото­ром исступленное самообольщение пред­ставлялось им божественною любовью, в котором расстроенное воображение рисо­вало для них множество видений, льстив­ших их самолюбию и гордости.

Сын Восточной Церкви! уклонись от чтения таких книг, уклонись от последо­вания наставлениям самообольщенных. Руководствуясь Евангелием и святыми Отцами истинной Церкви, восходи со сми­рением к духовной высоте любви Боже­ственной чрез посредство делания запо­ведей Христовых.

Твердо знай, что любовь к Богу есть высший дар Святого Духа, а человек только может приготовить себя чистотою и сми­рением к принятию этого великого дара, которым изменяются и ум, и сердце, и тело. Тщетен труд, бесплоден он и вреден, когда мы ищем преждевременно раскрыть в себе высокие духовные дарования: их подает милосердый Бог в свое время, по­стоянным, терпеливым смиренным испол­нителям евангельских заповедей. Аминь.

(Источник: Cвятитель Игнатий Брянчани­нов. Полное собрание творений. Т. 1. М., 2014. С. 527–530.)