О почитании Креста Христова. Из духовного наследия преподобного Иоанна Дамаскина

Слово крестное для нас есть сила Божия (Кор. I,18) потому, что чрез него открыто нам могущество Божие, т. е. победа над смертью, и потому, что, как четыре конца креста держатся и соединяются его средоточием, так же силою Божией держится высота и глубина, долгота и широта – вся видимая и невидимая тварь. Крест дан нам на челе в знамение, как обрезание Израилю, ибо крестом мы, верующие, отличаемся и распознаваемы от неверующих. Он есть щит и оружие против диавола, и знамение победы над ним. Он есть печать, чтобы нас не коснулся губитель. Он есть для лежащих восстание, для стоящих – утверждение, для немощ­ных – опора, для пасомых – жезл, для обращающихся – руководство, для преуспевающих – приведение к совершенству; он – спасение души и тела, отражение всех зол, податель всех благ, истребление греха, растение воскресения, древо жизни вечной. Итак, должно поклоняться сему истинно драгоценному и Досточтимому Древу, на котором Христос принес Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением Святого Тела и Крови; должно также поклоняться гвоздям, копью, одеждам и священным жилищам Христовым, каковы есть ясли, Вертеп, спасительная Голгофа, животворящий гроб, Сион – твердыня церквей и т. п.; как говорит Богоотец Давид: пойдем к жилищу Его, Поклонимся подножию ног Его (Пс. CXXXI, 7). То, что Давид говорит это о кресте, видно из последующих слов: стань, Господи, на место покоя твоего (Пс. CXXXI, 8). Ибо Воскресение следует за Крестом. Если вожделены для нас дом, ложе и одежда любимых нами, то гораздо более должно быть вожделенным то, что принадлежит Богу и Спасителю и чрез что мы получили спасение.

Мы поклоняемся также и изображению Честного и Животворящего Креста, из какого бы вещества оно ни было сделано, – поклоняемся, не вещество почитая (да не будет!), но изображение, как знамение Христово. Ибо Христос, беседуя с учениками Своими, сказал: тогда явится знамение Сына Человеческого на небе (Мф. XXIV,30), разумея под этим Крест. Итак, должно поклоняться знамению Креста; ибо где знамение, там будет и Сам Христос. Но веществу, из которого составляется изображение креста (будет ли то золото или драгоценные камни), если образ креста как-либо разрушится, не следует поклоняться. Так, поклоняясь всему, что посвящено Богу, мы воздаем честь Ему Самому.

Цитируется по источнику: Святоотеческая хрестоматия. Составитель протоиерей Николай Благоразумов (1836–1907). М., 2001. С. 661–662.