О причинах великих потрясений в русском народе. Из духовного наследия священномученика Илариона (Троицкого)

Никто…, – говорил Христос, – не может служить двум господам: ибо или одного будет любить, а другого ненавидеть. Не можете Богу служить и маммоне (Мф. VI, 24). Не знаете ли, – пишет святой апостол Иаков, брат Господень, – что дружба с мiром есть вражда против Бога? Кто хочет быть другом мiру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в вас» (Иак. IV, 4–5). И все мы еще до святого крещения отреклись от лукавого и сочетались единому Христу. Но многих ли убеждает все это в той непреложной истине, что в одно время можно покланяться только одному Богу? Все отрекались от лукавого, все сочетавались единому Христу [в Таинстве Крещения]. Но пройдите вы по стогнам мира христианского и посмотрите, единому ли Богу люди покланяются. Всякий любящий Бога не должен ли ныне, подобно великому апостолу Павлу, возмутиться духом, видя, что жизнь современных христиан полна идолов?
…На каждом шагу встречаем теперь и идолов, и идолопоклонников. Правда, вы не увидите идолов каменных, золотых и серебряных. Грубого идолопоклонства в наш просвещенный век и странно было бы искать. Но идолопоклонство тонкое, часто безсознательное, прикрывающееся именем служения истинному Богу, – такое даже более опасное идолопоклонство.
…Апостол Павел в послании к римлянам говорит о древнем идолопоклонстве. Язычники, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце (Рим. I, 21)… Не то же ли самое следует буквально сказать и о нашем времени? Как редко встречаются ныне люди, жившие только для Бога и Богом! Многие ли могут в наши дни искренно повторить эти великие слова великого Апостола: уж не я живу, но живет во мне Христос (Гал. II, 20)?.. Спросите нашего современника: чем он живет, ради чего живет? Что самое главное у него в жизни? Вам укажут семью, должность, общественную деятельность, торговлю; немногие – науку, а некоторые назовут удовольствия, личное благополучие. Но скажет ли кто, что для него самое главное в жизни – Бог, Церковь, спасение души, жизнь вечная? Нет, обо всем этом едином на потребу, почти никто не вспомнит. Христос совершенно удален из человеческой жизни, хотя многие и не решаются гнать Его открыто. Людям как бы жалко бросить Христа совершенно, но они и не любят Его настолько, чтобы ради Него отказаться от всех других богов.
…Говорят о том, что вера Христова вовсе не влияет на жизнь людей. Да она и не может влиять, потому что ей не дают места в жизни. Ведь наполняла же Христова вера радостью неизреченной, блаженством и миром сердца святых угодников Божиих, которые жили для одного Бога. Всем, кто служит единому Богу, дух, живущий в них, бо́льшую дает благодать (Иак. IV, 6), пред которой жалки и ничтожны все призрачные мiра дары.
…С гордостью часто говорит наш современник: «богат есмь и обогатихся и ни в чем не имею нужды»; но не знает он того, что он несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Откр. III, 17). И все это потому, что вера Христова перестала быть жизнью, что не единому Богу покланяются люди, а натворили себе неисчетное множество кумиров, кумиров бездушных, которые не могут одухотворить жизни и сделать ее содержательной.
…Наше общество готово поэтому всю церковную жизнь предоставить только одним монахам и священникам; для себя же жизнь по уставам церковным считает вовсе не обязательной… Братолюбие тоже не для мирян – для них достаточно вежливости.
…На нашу русскую равнину налетели со всех сторон безводные облака, носимые ветром, которым блюдется мрак тьмы на век (Иуд. I, 13). Уста их произносят надутые слова. Это – ропотники, ничем не довольные, поступающие но своим похотям (Иуд. I, 16). Лукавый супостат наш в образе лихих людей, как рыкающий лев, ходит, ища, кого поглотить (1 Пет. V, 8). Врата адовы собрали все свои силы и устремились на св. Церковь Христову. Указывать ли этих врагов Церкви? Но кто их не знает?
…Надеяться на себя только не следует, но отдай все свои силы, способности, знания, которыми благословил тебя Господь, в руку Божию, как вдовица две лепты, и скажи с Апостолом: вся могу о укрепляющем мя Иисусе (Флп. IV,13)! Благо есть мужу, егда возмет ярем Христов в юности своей (Плач III, 27). Здесь на земле, в Церкви воинствующей, он злопостраждет, как добрый воин… Христов (2 Тим. II, 3), но Господь Бог венчает его победным венцом в Церкви, торжествующей на небесах, где готовится венец правды всем возлюбившим Христа (2 Тим. IV, 8).
Вменить в уметы всех пустых и бездушных идолов суетного мiра, всё сором счесть и только единому Богу и Его Святой Церкви служить – выше этого нет и быть ничего не может! А кто ради земных кумиров отрекается от жребия Христова, тот знай, что скучные, безсодержательные и некрасивые песни земли никогда заменить не могли сладчайших звуков Небес для души боголюбивой, и на распутьях мiра, на кривых и развращенных путях идолослужения (Суд. V, 6) не найдешь ты душе своей отрады.
Аз есмь Господь Бог твой, …да не будут тебе бози инии, разве Мене! – Внемли, боголюбивая душа, Божию гласу!

Источник: Священномученик Иларион (Троицкий). Творения. Том 3. М., 2004. С. 146–158.