Печать Креста в сердце. Из духовного наследия святителя Луки Крымского

Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем (Гал. VI, 17), – пишет святой апостол Павел. Все монахи и монахини носят на себе так называемый параман, который состоит из деревянного креста на груди и четырехугольной пластинки на спине, соединенной с ним тесемками, на которой изображены орудия крестной казни, а вокруг написаны эти слова апостола. Параман служит постоянным напоминанием о Кресте Христовом. Но не довольно только носить параман на теле. У всех святых Крест Христов был начертан на самом сердце. Такого начертания должны достигнуть не только монахи, но и все истинные христиане, ибо Крест есть знамя и печать Христовы.
Как же начертать Крест Христов на сердце своем? Изображение Креста Господня должно быть необходимой принадлежностью каждого христианского дома, и молитва пред ним – ежедневным делом всех его обитателей. Ведь всякое воззрение на Крест Христов, всякое помышление о нем неизменно кладет святую печать на сердце наше. А горькие слезы, проливаемые о величайшей неправде мира, явленной в казни Спасителя, закрепляют изображение Креста в душах.
Но, конечно, не везде может изобразиться Крест Христов. Не найдет он себе места там, где гнездятся низкие страсти и пороки; вряд ли удобно ему напечатлеться и на сердце, всегда окуриваемом винными парами и табачным дымом. Скоро и легко изображается Крест Христов в душах тех добрых христиан, которые всегда помнят закон Христов и блаженные заповеди Его.
Господь говорит: Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. VIII, 35). Эти слова у многих могут вызвать недоумение. Что значит потерять душу свою? Чтобы спасти душу свою, нужно потерять ее ради Господа Иисуса Христа и Евангелия, а следовательно, исполнить такое условие, поставленное Господом: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною (Мк. VIII, 34).
Что значит отвергнуться себя? Это значит отказаться от своего понимания путей жизни, от своей воли, своего разума, отвергнуть то, к чему мы стремимся по велениям нашего сердца. Когда человек учится ремеслу, он должен всецело руководствоваться указаниями мастера, повиноваться ему и не имеет права отклоняться от его предписаний, не смеет выдумывать ничего своего, применять свои способы работы. Когда человек намеревается вступить на путь монашеской жизни и приходит в монастырь, то первое требование, которое к нему предъявляется, это полное отсечение своей воли. Ему дается наставник – старец из числа монахов весьма опытных в духовной жизни, – и только что пришедший должен безпрекословно исполнять все, что тот повелит ему. Послушник не имеет права ни одного шага ступить без благословения старца, ни одного дела предпринять без его благословения. Человек должен всецело отвергнуть свою волю. Только тогда он станет истинным монахом.

Мы должны стать послушными Господу Иисусу Христу, послушными до конца, до смерти. Мы должны возненавидеть свою душу, ибо Господь сказал: «Если кто идет за Мной и не возненавидит душу свою, не может быть Моим учеником» (см. Лк. XIV, 26).Как возненавидеть свою душу? Надо только хорошенько вглядеться в нее, сосредоточенно и с полной честностью обратить свой духовный взор глубоко в ее тайники. И тогда всякий грешник увидит, что там творится: там тьма, там обитают змеи лжи, блуда, зависти, гордости, чревоугодия, воровства, убийства, и им нет числа. Разве мы не ненавидим змей, не бережемся от них? А как мы можем любить их, гнездящихся в нашем сердце? В нас мало того, что заслуживает любви и много того, что заслуживает ненависть. И нужно возгореться этой ненавистью.

Если вы увидите на своих плечах грязное смрадное рубище, разве не сбросите его, не затопчите его ногами? А если грешный человек вглядится, то увидит, что одеяние его души подобно такому рубищу. И ему станет отвратительно его облачение, он возненавидит душу, столь безобразно одетую. Нужно возненавидеть свою гордость, самомнение, которые велят строить жизнь по-своему, ставить свои собственные цели, отстранить их, разорвать пыльную паутину, сотканную нами, когда мы строили планы. Надо все порвать, со всем распрощаться и смиренно преклонить выю под легкий ярем Христа, протянуть Ему трепещущую руку и воззвать: «Господи! Не буду идти своим путем, за Тобой пойду, Ты меня веди!»
Возненавидеть свою душу – значит возненавидеть нечистоту ее, отречься от ветхого человека, находящегося во власти дьявола, чтобы спасти свою безсмертную, предназначенную для общения с Богом душу и начать новую жизнь – жизнь возрожденного человека. Кто так погубит свою душу, тот ее спасет и будет со Христом.

Если возложен на нас крест, то, конечно, мы пойдем не на веселье, не на празднество, а туда, куда должны идти преступники, несущие свой крест, – мы должны идти на Голгофу вслед за Иисусом Христом, до конца, до смерти.
Какой же смерти требует от нас Господь Иисус Христос? Разве физической смерти на кресте, которую Сам Он претерпел? Нет! Он требует другого. Он хочет, чтобы мы стали совершенно послушными, совершенно смиренными, чтобы мы подражали Ему, умалившему Себя: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя даже до смерти и смерти крестной (Флп. II, 6–8). Как Он был послушен Отцу Своему, так и мы до конца должны быть послушными Ему.
Он ведет нас на смерть, но не такую, от которой должно трепетать наше сердце. Он ждет, что мы исполним слова ап. Павла: Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. V, 24). Он требует, чтобы мы распяли на кресте и умертвили нашу плоть, страсти и грехи, как Он пригвоздил грехи всего мира ко Кресту. Нужно не наше тело предать смерти, но распять ветхого человека, живущего не по заветам Божиим, а так, как велит жить мир.
Чтобы засияло солнце, нужно рассеяться ночной тьме. Чтобы был чистый воздух в жилище, оно должно быть очищено от всякой грязи. Так и с душой: если не отвергнемся всей скверны, не распнем на кресте нашу плоть, истлевающую в похотях, не сможем пойти за Христом. Но нужно знать, что если мы начнем это великое дело, нам предстоит тяжелая и  продолжительная борьба, ибо  тот ветхий человек, которого мы свергли, которого распяли на своем кресте, – это лютый зверь. И чем больше мы будем его бить и распинать, тем яростнее он будет сопротивляться. Он опасен для нас, он никогда не оставит нас в покое. И нам предстоит борьба с этим зверем до конца нашей жизни.
Из житий святых мы знаем, как они до конца дней своих вели безконечную борьбу с ветхим человеком, распятым ими на кресте. Помним, что много лет тяжко страдала прп. Мария Египетская, оставившая развратную жизнь, полную роскоши, неги и утех, и ушедшая в пустыню. Ее постоянно мучили видения прежней жизни. Ей представлялись сладкие блюда, драгоценные вина и наслаждения, к которым она так привыкла. Ее плоть, ветхий человек требовал удовлетворить этим соблазнам. Нужны были долгие годы борьбы, чтобы в конце концов обрести вожделенный покой души. Тому, кто решил следовать за Христом, нужно будет идти долго по тяжелому, тернистому пути. И он никогда не сможет остановиться на этом пути, ибо остановиться в духовной жизни – значит пойти назад, потерять все то доброе и святое, что было приобретено. Надо спешить, неуклонно, неустанно идти вперед.
Кто был выше святого апостола Павла, восхищенного до третьего неба и видевшего блаженство праведных? Но и этот великий человек говорит: Братия, я не почитаю себя достигшим, а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели (Флп. III, 13). Он стремится все вперед и вперед, ибо цель перед ним великая, святая и чрезвычайно трудно достижимая. Он спешит, он бежит. Нам ли не спешить, нам ли не бежать, если пойдем по тому пути, которым он шел и который указан Господом Иисусом Христом! Вот что значит отвергнуться себя и идти вслед за Христом.
Господь говорит, что каждый из нас должен взять свой крест. Что это значит? Какие у нас кресты? Кресты бывают разные, ибо для каждого Богом приготовлен свой крест. Очень важно понять, что такое наш крест и взять именно тот крест, который предложен нам Богом. Очень опасно самим себе сочинять кресты, а это случается нередко. Даже приняв решение идти за Христом и нести свой крест, даже отвергнувшись себя, человек может ничего не сделать, если сочинит сам себе такой крест, который ему кажется подходящим.
Для большинства людей Богом уготован крест жизни мирской, семейной, общественной. Но зачастую они не склонны называть его крестом и, неся его, даже не понимают, какой крест лежит у них на плечах. Это кресты простые, не такие, какие несли мученики или подвижники в пустыне. Нам предназначено иное. Но некоторые могут решить, например, что нужно идти в монастырь или пустыню и там спасаться. Но путь монашеский уготован для очень немногих.
Жизнь всех есть горе, печаль и страдание. Именно все горести, печали и муки нашей мирской, общественной и семейной жизни составляют наш крест. Разве мало страданий причиняют неудачная женитьба, неудачный выбор профессии? Тяжкие болезни, унижение, безчестие, лишение имущества, клевета, преследующие нас, все злое, что творят нам люди, ревность супружеская – именно это и есть крест огромного большинства людей. Такие страдания несут и обязаны нести все, хотя они вовсе этого не хотят.

Люди  ненавидящие Христа, отвергающие путь Христов, все равно страдают, но ропщут и крест нести не хотят. В чем же разница между ними и христианами? В том, что христиане несут свой крест покорно, не проклиная его, а благословляя. Они не хулят Бога, а смиренно, склонив голову, тянут до конца жизни свою тяжелую ношу, идя вслед за Господом Иисусом Христом. Они терпят скорби ради Христа и Евангелия из горячей любви ко Христу, потому что ум их и все желания пленены евангельским учением.
Путь в царствие небесное – узкий, тернистый, и врата тесные (см. Лк. XIII, 24). А мы хотим, чтобы жизненный путь был широким, просторным, без всяких терний, грязи, камней и рвов, усыпанным цветами. Господь же указывает нам иную дорогу – дорогу страданий. Надо помнить, что на этом пути, как бы тяжел он ни был, если мы всем сердцем обратимся ко Христу, Он Сам удивительно будет помогать нам. Он поддержит нас, если мы будем падать, подкрепит, ободрит и утешит. И тогда поймем мы слова апостола Павла о том, что кратковременное, легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу (2 Кор. IV, 17).
Когда мы пойдем по этому пути, который только вначале кажется страшным и тяжким, когда почувствуем укрепляющую нас Божию благодать, тогда радостно и со смирением понесем крест свой и, двигаясь вперед, будем знать, что этим открывается для нас вход в Царство Небесное. Да сподобит всех Господь наш Иисус Христос вечной, славной, безконечной жизни с Ним, с Его Отцом и Духом Святым и со всем сонмом святых Ангелов. И поклонимся до земли великому апостолу Павлу за эти потрясающие душу слова. А у Господа нашего Иисуса Христа испросим благодатной помощи на великое дело всегдашней памяти о Кресте Его. Аминь.
(Святитель Лука Крымский. Господня Пасха. Проповеди и беседы в дни Великих праздников. М., 2013. С. 80–88.)