Как должно хранить красоту и благообразие души. Поучение на праздник Преображения Господня преподобного Феодора Студита

Все праздники Господни приводят нам на память тайны пришествия во плоти и явление Спасителя нашего Иисуса Христа; – именно, как Он родился и крестился, был распят и погребен, воскрес в третий день и вознесся во славе. Но праздник славного Его Преображения открывает и преобразует состояние будущего века. Ибо как во время Преображения лицо Господа просияло, подобно солнцу, и одеяние Его стало белым, как свет дня, так и опять Он придет с небес, как молния, с силою многою и славою страшною судить всех. И как во время Преображения были с Ним на святой горе Фаворской Петр, Иаков и Иоанн, так избранные будут наслаждаться с Ним во Царствии небесном, неизреченным Богоявлением и неизъяснимым радованием…

И к сим кто доволен? Кто достоин войти в оную радость? Кто другой, как не имеющий жизнь чистую и непорочную? И подлинно, Бог наш чист или, лучше, Он есть Свет высочайший и совершенный, и к Себе приемлет только чистых и святых. Вложив в нас чистую душу, Господь чистою и потребует ее от нас: ибо если душа создана по образу Божию и подобию, то явно, что, будучи отображением богоначальной красоты, и она причастна красоте сей. И сие-το познав, Псалмопевец говорит: Ты, Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу (Пс. 29:8), т. е., доброте и красоте души, – говорит он, – не дай обратиться к греховным, смрадным страстям, дабы сделавшись безобразною и бесчестною, она не отпала от Бога, от Божественных дарований и воздаяний.

Поелику, таким образом, признано, что мы имеем такую душу, благообразную и прекрасную и такою, как залог, и вверенное достояние, должны будем представить ее Богу в последний день воскресения то, прошу и молю, возлюбим сию красоту девства ее и такую доброту ее сохраним, не обращая внимания сердца на красоты века сего и на доброты плоти и крови: поелику это не красота, а истуканы красоты, вернее же: тление и прах. Это мы видим и на бывающем у нас пред глазами. В самом деле, кто ныне сияет красотою и благолепием, тот завтра полагается во гроб, смердит, и все бегут от него. Так, ничего нет здесь добротного и достолюбезного, прекрасна одна только дивная добродетель, которую нам должно любить всею нашею любовию.

Если же, как часто случается, душа делается от нечистых помыслов черна и безобразна: ибо кто похвалится чисто имети сердце (Притч. 20:9)? – то скорее надобно ее очистить и возвести в прежнее доброе устроение, дабы иначе зло не закоснело и не породило смерти. И никто не говори: «не могу очиститься, будучи обременен многими грехами». Послушай, что говорит Господь: аще будут грехи ваши яко багряное, яко снег убелю: аще же будут яко червленое, яко волну убелю (Ис. 1:18). Видите, братие, неизреченное человеколюбие Божие, по коему Он обещается не только очистить кающегося, но и возвести на верх благообразной красоты? И примеры этому – пред очами. Давид был пророк, но впал в грех прелюбодеяния и убийства, однако же, он не пришел в отчаяние, но скоро прибег к покаянию, а потому и опять получил пророческий дар. Манассия царь соделал много зла, ибо пятьдесят пять лет отклонял Израиля от истинного Бога; но покаялся, – и получил спасение. Верховный из Апостолов Петр, по троекратном отречении от Господа, употребил врачество слез, и опять восприял первенство Апостольской благодати. Мария Египетская – прохожу молчанием многие другие бесчисленные примеры, – не превзошла ли в блуде всех женщин? Но поелику принесла чудное и достословное покаяние и взошла потом на самый верх добродетели, то сподобилась от Бога такой благодати, что по водам ходила, как по земле.

Таким образом, нет ни единого предлога ссылаться на бессилие и невозможность, коль скоро кто искренно возжелал спастись и с рвением приступил к делу этому. Это невозможно только тому, кто совершенно бесчувствен, и произвольно предает себя в руки смерти, – почему слышим: вскую умираете, доме Израилев? — глаголет Господь (Иез. 18:31). Но зачем мы, когда предлежит нам бессмертная жизнь, избираем вечную смерть? Благий Владыка наш каждодневно вопиет: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф. 11:28); мы же не хотим сбросить с себя бремя грехов своих. Он взывает: Аз есмь свет миру: ходяй по Мне, не имать ходити во тьме, но имать свет животный (Ин. 8:12); а мы обращаемся в противоположную сторону, самими делами изрыгая хульную речь: отступи от нас: путей Твоих ведети не хощем (Иов. 21:14). После этого нам остается только выслушать приговор осуждения и отвержения: ходите светом огня вашего, и пламенем, егоже разжегосте (Ис. 50:11). Да ведаем, однако же, что таковая творящии Царствия Божия не наследят (Гал. 5:21), как говорит Апостол.

Но да не будет сего с нами. Вы друзи Мои есте, аще творите, елика Аз заповедаю вам, – говорит Господь (Ин. 15:14). Будем же творить все заповеданное нам со всем благим усердием, да сподобимся быть друзьями Господу и наследовать Царствие небесное о Самом Христе Господе нашем, Которому подобает слава и держава со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники: Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2./ сост. П. Смирнов.– Киев: Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1 с. 422-425.