Поучение на Ведение во храм Пресвятой Богородицы. Из духовного наследия протоиерея А. Белоцветова (+1879)

История нынешнего праздника представляет нам один из самых назидательных уроков, как свято должны быть исполняемы каждым из нас даваемые нами по тому или иному случаю обеты. Праведные Иоаким и Анна, до старости не имевшие детей, дали обещание Господу, что, если Он Милосердый разрешит неплодство их, то они посвятят дитя свое на служение Ему. Господь внял их молитве, и рождается у них Дочь. И вот, едва исполнилось Ей три года от рождения, благочестивые супруги спешат исполнить свой обет. Радость свою, утеху старости, единственное детище ведут они во храм Божий и здесь оставляют на жительство во славу Божию, оставшись сами снова бездетными. Пример для всех и на все времена достоподражаемый. Но подражаем ли мы ему?

Давать обеты Богу: кто из нас не давал? Случись с человеком беда или опасность – сейчас за обещание! И тот обещает Богу злато и сребро, другой – свечу или иное что; порочный клянется: не буду больше предаваться тому или иному пороку. Но миновала опасность, и, – как часто! – обет забыт. Правда, если обещал кто Богу свечу или справить молебен, – подобные обеты еще исполняются, но те-то обеты, что посущественнее, те как и насколько исполняются?

а) Сло́ва нет, – иногда и рад бы исполнить обет, да возможности нет по той или иной причине: но часто ли это бывает? А если и бывают такие случаи, то опять не по нашей ли собственной вине? Зачем давать такие обеты, которые могут после оказаться (как и оказываются!) неудобоисполнимыми? Например, бывает, матери семейств дают обещание сходить на богомолье вдаль. Понятно, как неудобно для матерей исполнять подобные обеты. Да и самое исполнение таких обетов насколько спасительно? Ужели нужно доказывать, что оставить семью и детей без призора и идти вдаль на богомолье – не только не богоугодное дело, а и неразумное? Ужели нельзя дать обета удобоисполнимейшего? Например, не употреблять никогда и никаких ругательных слов, не позволять себе нескромных шуток даже и за пирами веселыми, не петь мирских песен, никогда не лгать и не божиться, молча переносить жене от мужа огорчения, терпя ради Господа, вина не пить, – и что ты прежде пропивал, раздавать бедным, нигде, никогда и ни под каким видом и предлогом не брать чужого, всякое дело чужое править по совести, как пред Богом и т. д. Все это исполнять, правда, мы и без обета обязаны по общему для всех христианскому долгу, и обетом в этом случае мы только крепче связываем себя к исполнению этого долга; но зато такие обеты всегда удобоисполнимы, и главное – от исполнения их несравненно больше может быть пользы, чем от тех обетов, что дает большинство из вас. Так, свечу-то ты поставишь: но на какие деньги? Всегда ли на праведные? Возьмешься держать пост в известные дни: но о спокойствии семьи не печешься, языку даешь полную волю и т. п. Какой же тут толк? Какая польза от твоего обета?

Самое лучшее при этом – давать обеты всегда с ведома и благословения отца духовного, как и при невозможности исполнить обет – самое лучшее просить отца духовного переменить необдуманно данный обет на другой какой, и этот другой непременно исполнить, дабы за несоблюдение обета не подпасть гневу Божию. Аще обещавши обет Господеви Богу твоему, – говорит Писание, – да не умедлиши воздати его, яко взыская взыщет Господь Бог твой от тебе и будет на тебе грех (Втор. XXIII, 21 и далее). Впрочем, кто же, у кого есть хоть малая доля смыслу, не в состоянии и сам понять всей тяжести греха сего? Обещать и не исполнить обещание – что может быть зазорнее сего даже и в житейском быту? Кто не умеет и не любит держать данного слова, не считается ли тот и среди нас человеком безчестным? Как же назвать того, кто дает Богу обет и не исполняет его? Это ли не тяжкий грех?

б) Не менее, если не грешно, неразумно думать то, что, давая обет, мы, так сказать, обязываем Бога оказать нам ту или другую милость. И чем же иной думает задобрить Бога? – Постановкой свечи, малой денежной жертвой на храм и т. п. – Ни со смирением, ни с преданностью воле Божией несогласно думать, что Бог обязан за твой обет исполнить твое желание. Исполнить или не исполнить желание твое – это дело милосердия Божия.

Само собой, обет должен быть даваем детьми с согласия родителей, супругами – тоже по взаимному соглашению, особенно, если обещаетесь вы идти, например, на богомолье и вообще сделать отлучку из дома и т. п. Иначе очень легко могут произойти в семье неприятности из-за твоего обета, и ты, таким образом, внесешь грех в семью. Вообще, по возможности надо остерегаться быть со своим обетом кому-либо другому в тягость. Самое лучшее – давать обеты такие, чтобы никто, кроме духовного отца, и знать даже не мог, что ты обет несешь на себе, например, обет не употреблять бранных слов, обет не божиться и т.п. Они и удобоисполнимы, и многополезны в нравственном отношении, и легко могут быть сокрыты от других, что очень важно. Тайная милостыня, тайная молитва и всякое доброе дело, тайно содеянное, несравненно ценнее пред Богом дел добрых, гласно творимых. А особенно это надо сказать об обетах. Аминь.

(Сотавлено по изданию: Г. Дьяченко, протоиерей. Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года. Т. 2. М., 1897. С. 579–580.)