«Правда как она есть». Из духовного наследия Аверкия (Таушева), архиепископа Сиракузского и Троицкого

Темже отложше лжу, глаголите истину, кийждо ко искреннему своему (Еф. IV, 25). Апостол учит, что христиане не должны лгать, а говорить друг другу только правду. Если это должны делать все христиане вообще, то тем более – лица, носящие сан священства, и, конечно, прежде всего епископы.

И эта правда, эта истина должна быть не чисто внешней, лишь формальной (под которой нередко, а особенно в наше время, скрывается вопиющая неправда), а истиной по существу, ибо только такая истина и есть действительная, настоящая истина, а не одна обманчивая видимость истины.

Но вот в наше время, когда истина на каждом шагу попирается, а ложь торжествует, нагло поднимая голову, мы со скорбью видим, как редко можно слышать голос такой чистой истины. Личные интересы, личные выгоды и лукавые соображения часто совсем затмевают истину. И приходится слышать явную ложь, иногда даже очень плохо завуалированную и замаскированную, причем сторонники и приспешники этой лжи с ожесточением от всех требуют, чтобы эта ложь признавалась за истину.

Всегда это бывало и в прошлом, но никогда еще эта ложь не расцветала таким пышным цветом, как в нашем злосчастном ХХ веке, когда, можно сказать, огромное большинство людей живут во лжи, ложью дышат и ложью питаются, не считаясь с совестью, а думая только о своих личных, узко эгоистических интересах. Жить по лжи стало выгодным, а защищать истину – можно потерять то, что приобретено ложью, или так или иначе пострадать, иногда даже с опасностью лишения жизни.

Таков моральный «прогресс» нашего «прогрессивного» ХХ века, который все растет и растет прямо пропорционально прогрессу материальному!

Нам дано Слово Божие, дано основанное на нем многовековое учение Церкви, имеем мы великих подлинно Боговдохновенных Отцов Церкви, подвижников и наставников благочестия, дивные примеры из житий святых угодников Божиих. Казалось бы, чего проще: следовать всему этому – и только!

Но нет – все это или вовсе отметается как устаревшая, ненужная вещь, не созвучная «прогрессивному» духу времени, или перетолковывается лживо и лукаво на свой лад, в согласии со своим развращенным вкусом, в угоду своим греховным страстям.

Вот – истинная подкладка того успеха, который имеет в нынешнее время так называемый экуменизм. Начало его, быть может, и было хорошим, положительным – стремлением объединиться всем вокруг потерянной Истины подлинного Христова Учения и основанной Христом Спасителем Церкви. Но очень скоро это движение захватили в свои руки и начали им руководить «по-своему» лица, которым вовсе не дорога была Истина, а какие-то совсем иные интересы – объединение не вокруг обретенной Истины, а вокруг лжи, противной и учению Слова Божия, и учению истинной Христовой Церкви…

«Се, творю все новое!» Это одно любимое изречение, которое мы слышали с высоты славной некогда кафедры святителей Григория Богослова и Иоанна Златоустого и которое так лживо относят теперь к замышляемым ими нечестивым «реформам» в Православии, долженствующим обезличить и ниспровергнуть истинное Святоотеческое Православие, – чего оно стоит?!

…Но при наличии доброй воли и, конечно, при содействии благодати Божией ничего абсолютно невозможного нет. Истинно верующему все возможно (Мк. IX, 23). И мы не хотим терять надежды, что придем с вами к тому необходимому для истинных христиан единомыслию, которому нас учит и к которому нас призывает Слово Божие.

(Архиепископ Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. М., 2012. С. 666 – 668, 672.)