Проповедь архимандрита Мефодия (Морозова) в праздник Воздвижения Честнаго Креста Господня 27.09.2016

IMG архимандрит Мефодий (Морозов) 20.03.2016Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Каждое событие священной истории, нашедшее свое отражение в богослужении святой Православной Церкви, несет в себе глубочайший смысл. И каждый из нас, проникаясь духовным смыслом этого события (а не только его исторической канвой), понимает, насколько важно для нашего спасения то, чему Церковь ныне, чествуя память о духовном событии, научает каждого из нас.

Мы празднуем сегодня праздник Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Да, конечно, прежде всего в этом событии для нас открывается величайшая тайна нашего спасения. И эта тайна сокрыта от взгляда только того, кто смотрит на него поверхностно, кто не хочет понимать ничего кроме своих плотских желаний и потребностей. Но человек, мало-мальски верующий в то, что Господь любовью Своею спасает каждого из нас, понимает, что сегодняшний праздник раскрывает для нас великую тайну любви Божией. Тайна сокрыта в том, что любовь – это всегда есть жертва. И пример этой великой жертвы показал нам Сам Господь-Творец. Ибо ради того, чтобы избавить человека от греха Он послал Единородного Своего Сына, дабы Он, приняв позорную мучительную и страшную казнь, принес Сам Себя в жертву невинную, непорочную, жертву искупления за грехи всего человеческого рода и каждого из нас.

Кроме того, дорогие мои, мы с вами понимаем, что есть и исторические основания, по которым церковь включила праздник сей в число наиболее почитаемых праздников христианской истории.

Да, мы с вами слышали сегодня как апостол говорит о том, что Крест Христов всегда, с самого момента воздвижения его на горе Голгофе и распятия Сына Божия на нем, был древом разделения. Ибо для кого-то он был юродством, издевательством и мучением. Но для нас, верующих, Крест Христов, как говорит апостол, есть сила Божия. И эту силу каждый из нас ощущает, когда становится христианином в купели божественного Крещения.

Сегодня мы с вами вспоминаем еще и то событие, когда в VII веке Крест Христов был возвращен в Святый Град из персидского пленения. Это тоже очень важно нам с вами запомнить, а для многих, наверное, и,

просто, узнать. После того, как Крест Христов был захвачен в Святом Граде по завоевании последнего персидским царем Хозроем, он 14 лет находился в персидском плену.

В результате многих и многих усилий была достигнута договоренность о том, что он будет возвращен, и что будет освобожден Патриарх Иерусалимский Захария, который так же был захвачен в плен. В день возвращения Креста произошло следующее чудо. Император Ираклий вместе со своими подданными и множеством людей вышел из ворот Святого Града, чтобы встретить Божественное и Пречестное Древо Креста Господня. Взяв на свои рамена, он понес его к вратам Иерусалима. Но там императора остановила какая-то неведомая сила, и он, как вкопанный, встал и не мог сделать ни шага. И тогда движимый Духом Святым Патриарх Захария сказал ему: «Государь, Ангелы Господни преградили тебе вход в Святый Град, ибо невозможно одетому в богатые одежды и украшенному царскими украшениями нести древо сие святое, которое нес обнищавший ради нас Христос в состоянии уничижения; если хочешь внести его, подражай Его нищете». И тогда император Ираклий снял с себя пурпуровую порфиру, облекся в простую и бедную одежду, и понес честнóе древо святого Креста уже без всякого препятствия, идя босыми ногами. И тогда беспрепятственно он вошел во врата Иерусалима.

Один батюшка рассказывал мне. Пришла к нему однажды некая дама с просьбой освятить для себя нательный крест. Взглянув на этот крест, он увидел, что крест сей турецкой работы, усеянный лжеалмазами.

И тогда он сказал ей:

– Сестра, неужели нельзя было купить нормальный, православный нательный крест?

– А какой это, нормальный? – спросила подательница святыни. – Это что с Распятием?

– Да, с Распятием, – ответил священник.

– Нет, не нужно мне этого Распятия. Как только я вижу его, так сразу прихожу в ужас, в уныние. И от этого впадаю в тяжелую депрессию. Не нужно мне этого.

Долгое время батюшка пытался объяснить ей значение Креста Господня, но, к сожалению, не достиг желаемого.

Мы с вами, дорогие мои, находимся в плену житейского и духовного комфорта. Мы ищем, прежде всего, утешения для себя, и избегаем всего того, что может принести нам какое-либо страдание, телесное или духовное. Но, на самом деле, дорогие мои, мы находимся в таком диавольском обольщении! Ибо именно диаволу угодно, чтобы всё перевернулось в мире с ног на голову.

Да, жертва, которая была принесена на Кресте, – это жертва любви, жертва страданий за нас, смиренная жертва, которая принесена без ропота, без сопротивления, принесена Самим Сыном Божиим, не тронутым даже тенью греха.

А мы с вами порой тоже, дорогие мои, выражаем готовность к принесению жертвы, – но ради чего? Да, мы готовы пожертвовать и средствами, и временем, но ради достижения чести, славы или должности. Мы готовы пожертвовать даже интересами своей семьи, но только для того, чтобы ничто не беспокоило нас в этой жизни. Чтобы нам было легче, проще, чтобы было комфортнее. Мы даже готовы жертвовать истинами веры для того, чтобы никто не приставал к нам с поучениями, с требованием следовать основаниям этой веры, ибо таким образом разрушается комфортное состояние в жизни. Но ведь Господь совершенно не этого ждет от нас. Если Он ждет нашей жертвы, то эта жертва – отсечение страстных желаний. Это – жертва, приносимая ради Бога! И эту жертву, которую каждый из нас должен в жизни своей совершить, ничем нельзя измерить – ни деньгами, ни комфортом, ни довольством, ни мнимым душевным успокоением. Это есть жертва кровавая, это есть жертва, принося которую, мы должны наступить на свою гордыню, наступить на свои земные устремления, попрать все это у подножия Креста. Именно сегодня Святой и Животворящий Крест научает нас истине, правильной истинной цели – не мнимой, не служащей нашему довольству псевдожертве, а жертве мучительной, жертве, которая кажется жестокой, жертве, которую так трудно принять нашему привыкшему к изобилию, праздности и отдохновению сердцу.

У одного из современных поэтов, композиторов и исполнителей, которых когда-то, в нашей юности, называли бардами, имя которого, наверное, многие из вас знают, есть песня с такими словами:

«Видишь, там на горе, возвышается Крест,

под ним десяток солдат, – повиси-ка на нем,

а когда надоест, возвращайся назад,

гулять по воде, гулять по воде со Мной».

Вот этого ждет от нас Господь, чтобы каждый из нас взошел на свой крест, пренебрегая своим удобством, пренебрегая всем тем, чем соблазняет нас диавол.

Мир, увы, уже готов, дорогие мои, к тому, что скоро будет вынесен приговор – убрать из человеческих помещений Распятие Христово под предлогом того, что оно будто бы несет пропаганду насилия и всяческого средостения. И во многих местах на западе это уже происходит: из школ убираются изображения Распятия Господня; из общественных мест удаляется всякое напоминание о жертве Христа.

Но если даже весь мир возненавидит Распятого Господа Иисуса Христа, будем стремиться к тому, чтобы сохранить знáмение крестное в своих сердцах, ибо как сказал некий христианин: «Где нет Креста, там нет надежды. Где нет Креста, там полнейшее опустошение. Где нет Креста, там безнадежность». Будем же твердо верить в крестную победу Христа над всяким грехом в нашей душе и над диаволом, который всячески, обманом, стремится в наше сознание внедрить мысль о том, что грех есть добро. Да, не допустит этого Господь! Аминь.