«Ради целомудрия Господь дарует Божественное ведение». Из духовного наследия святителя Серафима (Соболева)

…Вот на что мне бы хотелось особенно обратить ваше внимание, мои возлюбленные о Христе чада. Святой Андрей видел Божию Матерь всю в слезах. Возникает вопрос, как возможно совместить Ее великую скорбь о нас и Ее безпрерывную божественную радость, Ее непрестанное райское блаженство? Конечно, если бы это совмещение не было возможно, то святой апостол Андрей не увидел бы Пречистую Матерь в слезах. Значит, это совмещение возможно. Но чтобы оно было для нас понятным, мы должны, возлюбленные, всегда помнить слова апостола Павла: Нас огорчают, а мы всегда радуемся (2 Кор. VI, 10). Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше (1 Кор. I, 5).

Некогда к преподобному Серафиму Саровскому пришла одна больная благочестивая женщина. Угодник Божий сказал ей: «По тебе очень скорбит великая раба Божия, основательница Дивеевской обители, умершая инокиня Александра. Пойди в Дивеево на ее могилку, попроси отслужить по ней панихиду, и ты будешь здорова». Женщина сделала так, как ей приказал преподобный Серафим, и получила исцеление. Но если праведная инокиня Александра скорбела об этой женщине по причине ее болезни, то как же Божией Матери не скорбеть и не плакать о нас? Ведь Она больше нас любит, чем наша родная мать; ведь Она всегда с нами во время наших болезней, всяких бедствий и скорбей, когда мы обращаемся к Ней, умоляя о помощи.

Однако, какой же следует для нас спасительный вывод от видения святым Андреем слез Пречистой Божией Матери? А вывод тот, что мы не должны огорчать Пречистую Божию Матерь и заставлять Ее проливать слезы из-за наших безчисленных грехов и, в особенности, от самого распространенного греха – нашей плотской страсти, или блуда. К великому сожалению этот грех является самым существенным и отличительным свойством не только язычников и инославных христиан, но даже часто и христиан православных. Здесь, среди православных, в последнее время наблюдается какое-то помрачение разума в отношении к сему плотскому греху; ибо многие считают его вполне естественным и дозволенным явлением. Такие христиане говорят: «Все так живут, будем и мы так жить». Будто не все равно: погибнем ли мы только одни или со всеми. Если не покаетесь, все так же погибнете, – сказал Господь, когда Ему сообщили, что Пилат кровь некоторых галилеян смешал с жертвами их (Лк. XIII, 1–3).

Следовало бы таким православным христианам всегда помнить, что Святая Церковь строго карает грех блуда, даже после покаяния в нем, ибо отлучает впавших в сей грех от Святого Причастия на семь лет с момента покаяния, то есть прекращения сего греха.

Этого мало. Так как плотской грех принимает гигантские размеры и захватывает в свое рабство весь мир, то близится время, когда Господь вновь произнесет Свой грозный приговор, который Он некогда произнес о всех людях перед Всемирным потопом: Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть (Быт. VI, 3). Только прежний мир Господь погубил водою, а настоящий мир погибнет мановением Господа в день Его Второго пришествия от огня, как об этом пророчествовал святой апостол Петр, говоря: Приидет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2 Пет. III, 10).

Да, не один всеобщий грех блуда вызовет эту всемирную гибель, но по преимуществу и другой тяжкий и великий грех всеобщего отступления людей от православной веры. Сын Человеческий пришед убо обрящет ли си веру на земли? (Лк. XVIII, 8). Но это всеобщее отступление от православной веры происходит не в силу только одной диавольской гордости. Одною из причин сего тяжкого греха является тот же грех блуда, от коего помрачается наш разум и он делается способным на всякое заблуждение и, в частности, на еретическое заблуждение в области веры.

Впрочем, блудный грех не есть только нравственное преступление. Он есть в тоже время и грех против православной веры. Ведь наша православная вера содержится не только в догматах, но и в святых канонах. Ясно, что отступление от святых канонов, запрещающих блуд, есть источник самого великого нашего несчастья – отступления от православной веры, и, следовательно, источник нашей вечной гибели. Вот почему апостол Павел сказал: Не обманывайтесь: блудники Царства Божия не наследуют (1 Кор. VI, 9–10).

Поэтому, не будем, возлюбленные, огорчать Пречистую Божию Матерь блудными грехами; будем каяться в допущении не только блудных нечистых дел, но и нечистых чувств, желаний и помышлений. Неизвестно, сколько осталось нам жить и будет ли время для нашего покаяния, чтобы могли мы отстранить от себя грозные слова Господа: В чем застану, в том и сужду (ср. Иез. III, 20; XVIII, 20–22).

Есть, мои возлюбленные о Христе чада, и второй спасительный вывод от слез Богоматери, виденных святым Андреем. Мы не только не должны огорчать Пречистую Божию Матерь своею блудною нечистотою, но должны радовать Ее своею целомудренною чистотою. Будем помнить, что девство Пречистой Богородицы сделало возможным схождение с Небес Бога для Воплощения нашего ради спасения. А наша чистота и целомудрие возводят нас на небеса в том смысле, что Господь за нашу чистоту дарует нам божественное ведение богооткровенных истин и небесных таин в той мере, в какой мере мы целомудрены. Вот почему великий святой преподобный Иоанн Кассиан говорит, что апостол Павел выделяется из среды всех апостолов своею целомудренною чистотою. Поэтому он больше, чем другие апостолы, наделен был от Бога божественною мудростью, ведением божественных истин и небесных таин, причем это ведение переходило у него в созерцание чрезвычайных откровений, почему ему неоднократно являлся Спаситель, и он даже был вознесен до третьего неба.

Сей апостол придавал такое великое спасительное значение нашей целомудренной чистоте, что смотрел на нее, как на цель всей нашей христианской жизни. Плод ваш, – говорит он, – есть святость, а конец – жизнь вечная (Рим. VI, 22). Призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости (1 Фес. IV, 7).

Поэтому всецело будем, мои возлюбленные о Христе чада, стремиться к целомудрию и чистоте, к сему божественному нашему предназначению, к сей цели нашей жизни христианской. Будем не только чисты от внешних блудных пороков. Такая чистота, как мучительное воздержание от блуда, присуща и язычникам, и еретикам.

Будем стремиться к внутренней чистоте в своих чувствах и помыслах. Этой чистоты ищет от нас Пречистая Божия Матерь. Такою чистотою мы и будем Ее радовать. А Она в Свою очередь будет нас радовать Своими неизреченными милостями во исполнение слов Христа: В нюже меру мерите, возмерится вам (Мф. VII, 2). За эту чистоту мы всегда будем находиться под покровом Богоматери. Она всегда будет нас осенять им и избавлять от всех наших грехов и страстей, от всех наших бед и напастей и навеки соединит нас со Своим Сыном, Господом нашим Иисусом Христом для получения нами вечной и непрестанной божественной радости в Его несказанном Небесном Царстве. Аминь.

(Архиепископ Серафим (Соболев). Проповеди. София, 1944. С. 171–173.)