Слово на праздник Казанский иконы Пресвятой Богородицы. Из духовного наследия архиепископа Аверкия (Таушева; †1976)

Все ли русские люди в наше время знают и чтут этот столь радостный и вселяющий в нас надежды на лучшее будущее праздник в честь Казанской иконы Божией Матери, установленный в благодарность Заступнице усердной рода христианского за избавление Москвы и всего Отечества нашего от нашествия иноверцев-поляков и мрачных ужасов так называемого Смутного времени в первой половине XVII столетия?

А ведь стыдно настоящему русскому человеку не знать этого!

Необычайно тяжкие времена переживала тогда Русская Земля. Наступило «между-царствие», безначалие, а с ним и полная разруха, расстройство всей государственной жизни, Москва находилась в руках поляков, стремившихся посадить на русский престол своего королевича, в северных областях хозяйничали шведы, по всей стране ходили, безнаказанно грабя и убивая всевозможные разбойничьи шайки. Гибель России казалась безповоротной и окончательной: спасения, по чисто человеческим соображениям, ожидать было неоткуда.

И вот, в таком, по-видимому, совершенно безнадежном положении лучшие русские люди все свое упование возложили на помощь Божию и на чудесное заступничество Пречистой Матери Божией, не раз уже в прошлом спасавшей Русскую Землю, – Дом Свой.

И не посрамились в своем уповании!

«Встанем все, как один, за Святую Русь, за Дом Пресвятыя Богородицы, – с таким пламенным призывом обратился Козьма Минин-Сухорук к своим согражданам. – Заложим жен и детей, но освободим Отечество». Воодушевившиеся этим его призывом образовали ополчение под начальством князя Д.М. Пожарского.

Глубоковерующий, настоящий православный русский человек, князь Д.М. Пожарский горячо молился перед чудотворной иконой Божией Матери Казанской, незадолго до того, в 1579 году чудесно явившейся во граде Казани, и взял ее с собою, дабы она сопровождала его ополчение. Множество всевозможных препятствий, даже оттуда, откуда нельзя было ожидать их, встретило воинство князя Пожарского. Все это возбудило в малодушных сердцах робость и упадок мужества. В таком горестном положении вся надежда могла быть только на помощь свыше, и вот – весь народ и войска стали с сердечным умилением и покаянными слезами воссылать горячие моления к Пречистой Матери Божией перед Ее чудотворной иконой Казанской. После отслуженного перед образом торжественного всенародного молебного пения, все решили возложить на себя еще трехдневный строгий пост. И покаянные молитвы эти не остались тщетными.

В Московском кремле, в плену у поляков, томился праведной жизни святитель Арсений (Святейшего Патриарха Гермогена уже не было в живых: поляки его уморили голодом за его непоколебимость в стоянии за Веру и Отечество), архиепископ Елассонский, прибывший в Россию с Востока. От тяготы плена и страданий он впал в болезнь и изнеможденный лежал на одре в своем заключении.

И вдруг в полночь темничная келлия его наполнилась необычайным светом, и среди этого света он видит пред собой преподобного Сергия, Игумена Радонежского, который говорит ему: «Арсений! ваши и наши молитвы услышаны: предстательством Богоматери суд об отечестве нашем преложен на милость: завтра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена». Как бы в подтверждение истинности этого пророчества, к болящему старцу возвращается крепость его сил, и он получает исцеление от томившего его тяжкого недуга.

Радостная весть эта, переходя из уст в уста распространилась с быстротой молнии, перешла за стены осажденного города и воспламенила сердца воинов князя Пожарского неустрашимым мужеством. Дерзая о Имени Богоматери, христолюбивое воинство сделало решительный приступ к Кремлю, и поляки, несмотря на отчаянное сопротивление, должны были сдать Кремль.

Это было 22-го октября 1612 года.

В первый же воскресный день русское воинство всеми жителями столицы совершили торжественный крестный ход на Лобное место с чудотворной иконой Казанской Божией Матери. Навстречу этому крестному ходу вышел святитель Арсений, неся на своих руках сохраненную им в плену чудотворную икону Божией Матери Владимирскую. Падая на землю ниц и проливая слезы благодарности, каждый стремился освятить себя прикосновением к этой дивной святыне, столько раз в прошлом спасавшей Русскую Землю.

В память этого чудесного спасения России от бедствий Смутного Времени, новоизбранный царь Михаил Феодорович Романов, по благословению отца своего Патриарха Филарета, распорядился установить ежегодное торжественное празднование Казанской иконе Божией Матери, кроме дня ее обретения 8 июля, еще в день избавления Москвы от поляков – 22-го октября.

Итак, по усердным покаянным молитвам русских людей, «предстательством Богоматери суд об Отечестве нашем был преложен на милость», и именно тогда, когда, казалось, что никакой уже нет надежды на спасение.

Неужели это ничему нас не учит, и неужели современные русские люди могут оставаться безчувственными к этому несомненному голосу истории?!

…Вот, где корень и главный источник зла, более всего мешающего спасению России – безмерно разросшаяся, упорная, непреклонная, на Самого Бога и на Святую Церковь Христову вздымающаяся самость!

Никаких авторитетов! – «Я, – и моему нраву не перечь, а кто против меня, тот, по этому самому, уже не прав, и ему не должно быть места во вселенной!»

При такой настроенности где уж тут говорить о настоящей искренней молитве и, особенно, о покаянии, которое неразлучно с искренней молитвой?!

«В чем мне каяться, если я – во всем только прав, а другие все – во всем виноваты?!» Увы! такая духовно нездоровая настроенность, в большей или меньшей степени, свойственна едва ли большинству современных русских людей всех ориентаций и всех направлений.

Смиренное сознание своей греховности, своего непотребства, своего недостоинства отсутствует, а ведь благодать Божия подается только смиренным  (1 Пет. V, 5).

При таком настроении напрасно надеяться на помощь Божию в великом деле спасения России…

А между тем, критерий истины так должен быть для всех ясен, и его отлично знали и признавали наши благочестивые предки на Святой Руси, которые поэтому умели по-настоящему и молиться и каяться: всё то, что согласно со Словом Божиим и с учением нашей святой Церкви есть добро, а все то, что с этим несогласно есть зло.

Никакого «Я…», а только – Бог и Святая Церковь!

Все эти нездоровые «самостные» настроения расцвели у нас «пышным цветом» под влиянием Богоотступнического Запада, и это-то именно и было главной причиной страшной катастрофы, постигшей Русскую Землю. Увы! эти настроения держатся у многих до сих пор, и они-то и мешают спасению и возрождению России, и пока мы их не изживем, безполезно мечтать о спасении нашей Родины, какие бы самые прекрасные планы этого мы не разрабатывали, какие бы самые совершенные политические программы ни составляли.

Разве не от этой «самостности» или «Я-че́сти», по меткому выражению святителя Феофана Вышенского, все, или почти все, наши губительные распри, взаимная вражда, неистовая партийность, разделения и расколы?! А всем этим широко и вдоволь пользуются темные антихристовы силы, ставившие себе давно задачей разрушить нашу Родину, как оплот Святого Православия, и похоронить ее навсегда, чтобы она никогда больше не восстала.

Сама монархия – историческая форма правления нашей Родины – может быть спасительна для нас только тогда, когда она – православная, а не просто «монархия», как думают, к несчастию, многие. Русский Царь должен быть не просто «Царь», а «Царь православный», как и поется в нашем старом государственном гимне. Царь наш должен быть вполне сознательным православным христианином – искренним, верным и преданным сыном истинной Православной Церкви. Ибо Царь ценен для нас, как помазанник Божий, освященный на свое служение чрез великое таинство Миропомазания Святою Церковью – конечно, истинною Церковью, а не одной из тех лже-церквей, которые, как мы видим теперь, вступили в содружество и тесный союз с темными антихристовыми силами. Царь должен нам сам давать высокий пример подчинения себя спасительному Закону Христову. Иначе это будет не «Царь Православный», а обыкновенный диктатор, своевольно-деспотически пользующийся своей властью в своих собственных интересах и целях или еще хуже – пешка в руках антихристовых сил, пользующихся им для проведения в мире своих адских планов.

Главной задачей современного русского человека искренно желающего спасения нашей Родине – России является: не о формах правления ожесточенно спорить, не какие-либо чисто человеческие планы строить, не политические программы вырабатывать, а принять все меры к тому, чтобы, с Божией помощью, самым решительным образом изжить все то, что мешает искреннему нелицемерному покаянию, и ни в какой мере никогда больше не возвращаться к тем настроениям, которые привели нашу Россию к гибели. Неверие, безбожие, нравственная нечистоплотность и распущенность,.. небрежение и презрение ко всему своему исконному родному и святому – все это должно стать совершенно чуждым душе русского человека, если он действительно хочет видеть Родину воскресшей к новой жизни.

Другого пути спасения России нет да и быть не может!

Вот тогда, когда произойдет такая спасительная перемена в душах и сердцах русских людей, смогут они искренно, из глубины души, в слезах покаяния, воззвать к Заступнице Усердной рода христианского: «Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех, и скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, пред пречистым Твоим Образом со слезами»… и подлинно «единым сердцем и едиными усты» молитвенно возопить, как вопияли они прежде: «Матерь Божия! Спаси Землю Русскую!»

И услышит нас Она, ожидающая только искреннего покаяния и обращения нашего, и чудесно, как и встарь, спасет, помилует, воcставит и возвратит нам Отечество наше.

«Притецем» же, «людие» русские, «к тихому сему и доброму Пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, Покрову Девы: ускорим на молитву, и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь, и избавляет от великих бед и зол, благонравныя и Богобоящыяся рабы Своя» (кондак Казанской иконе Божией Матери). Сие буди, буди!

(Составлено по изданию: архиепископ Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. М., 2012. С. 244–251.)