Слово на Рождество Пресвятой Богородицы. Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический

Сей день… Господень… радуйтеся, людие! (Стихира 2 на Литургии) – так взывает ныне Святая Церковь, как бы опасаясь, чтобы кто-либо из нас, по не­вниманию или другим причинам, не остался без участия в радости настоящего дня. Что же находит она в дне сем осо­бенно радостного?.. То, что он есть день Господень! Подлинно, братие, Сам Господь сотворил день сей, да возрадуемся и воз­веселимся в онь (Пс. CXVII, 24). Без Его всемогущей силы Иоаким и Анна не про­израстили бы плода, от коего питается теперь вся вселенная. Если мы не можем сказать, чтобы Спаситель мира не явился в мире, когда бы не было Марии, то можем и должны исповедать, что Он явился в ми­ре не прежде, как произошла на свет Ма­рия, и явился от Марии. Посему одно рож­дество Бога Сына превосходит важностью рождество Богоматери. Человечество, пройдя долгий ряд очищения и освяще­ния в сонме патриархов и всех святых Ветхого Завета, явилось наконец в Марии на той степени чистоты и совершенства, на коей оно могло соделаться вместили­щем Бога Слова. Таким образом рождени­ем Марии разрешилось неплодство не Иоакима токмо и Анны, а всего рода человеческого, а посему оно есть торжество поистине всемирное: Сей день… Госпо­день… радуйтеся, людие! Радуйтеся яв­лению Той, Коея Сын действительно со­трет главу змия (Быт. III, 15), Которая будет иметь столько веры и любви, что не усомнится сказать Архангелу: се, Раба Го­сподня, буди Мне по глаголу твоему (Лк. I, 38), Которая Своею плотью и кровью будет питать ту Плоть и Кровь, без вкушения ко­их нет для нас живота вечного, Которая в состоянии будет стоять на Голгофе и слы­шать со креста: Жено, се сын Твой (Ин. XIX, 26), Которая, соделавшись честнейшею Херувим, не престанет простирать над ро­дом человеческим Своего благодатного покрова: радуйтеся, людие!

Поистине, братие, много ныне для нас причин к радости, но все они останутся без прочного действия над нами, если не при­соединится еще одна причина – радования духовного. Это – участие в тех благах, кои проистекали для рода человеческого от рождения Богоматери, яснее сказать, уча­стие в заслугах Сына Ее, нашего Спасите­ля и Господа, то есть в освящении благодатью Его, в наслаждении миром, правдою и радостью о Дусе Святе, Им для нас при­обретенном. Кто познал истинно своего Спасителя, предал Ему себя навсегда и соединился с Ним в духе, принял от Него свет для ума, покой для сердца, нашел в Нем жизнь вечную, тот не может не благо­говеть при одном имени Матери Его, тот и без чуждых напоминаний, играет ныне ду­хом, торжествует и воспевает, радуяся, Тоя чудеса, ибо знает, что где Сын, там и Матерь, и где Матерь, там и Сын. А кто христианин по одному имени, дышит духом мира, а не Христовым, работает плоти и страстям, не знает на опыте, что значит быть спасенным от грехов, и как дорог для человека Искупитель, и как много, по тому самому, мы обязаны тем людям, кои удостоились по­служить ближайшим образом тайне вопло­щения, и в числе коих первая есть Матерь Иисусова, тому сколько ни говори о важно­сти настоящего дня, он останется хладен и не может ощутить истинной радости, ибо в его сердце нет никакого союза со Спасите­лем и Его Матерью. Для такового все равно, если бы не было Самого Спасителя.

Вся сила, говорю, в деятельном христи­анстве, – в жизни по учению веры. Одна сия жизнь производит в нас истинное участие в Таинствах нашего спасения, и делает для нас действительно важными и радостными все праздники Божий. Без сего можно иметь вид радости, можно предаваться шуму и веселью мирскому, но истинной христианской радости иметь нельзя. Ибо без сего – без жизни по вере, мы чужды Христу, и Христос нам; даже на­ходимся в состоянии вражды с Ним, а у враждующих какое общение радости?

Итак, не удивляйтесь, если я, начав приглашением всех от лица Церкви к ра­дости, окончу приглашением некоторых к сокрушению о грехах. Что делать, когда многие неспособны радоваться духом!.. Лучше восскорбеть плотью, чтоб потом стяжать радость духа, нежели навсегда по­терять ее, радуясь непрестанно радостью плоти и чувств. Кто обратится к покаянию, тот вдруг почувствует всю важность насто­ящего дня, и как отраден он для грешни­ков! Ибо для истинно кающегося нет ниче­го драгоценнее Спасителя, а где Спаситель, там и Его Матерь! Аминь.

(Сочинения Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического. Т. II. СПб., 1908. С. 3–5.)