Слово о новолетии благости Божией. Из духовного наследия cвятителя Димитрия Ростовского

Господь Бог наш, положил времена или лета в своей власти (Деян. I, 7), Сам установил в эти времена различные праздники для Своего прославления и для отдохновения людей от мирских дел их. Еще в Ветхом Завете Он повелел каждый год особенно праздновать наступление седьмого месяца, чтобы люди, освободившись от житейской суеты, служили в этот день Единому Богу. Ибо так написано в книгах Моисеевых: Сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас покой: никакого дела не сотворите в день этот во всех жилищах ваших, и приносите жертву Господу (Лев. XXIII, 24–31). Как некогда Сам Творец, в шесть дней создавший мир Словом Своим, благословил и освятил седьмой день, почив от дел творения (Быт. II, 2–3; Исх. XX, 11; Евр. IV, 4); и как впоследствии дал и человеку заповедь: Шесть дней работай, в день седьмой – суббота Господу Богу твоему, не делай никакого дела ты (Исх. XX, 9–10), так Он же благословил и освятил седьмой месяц и повелел людям в это время отдыхать от дел мирских. Об этом Господь вторично заповедал Моисею, говоря, месяца седьмого, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень (Лев. XXIII, 39). По какой же причине установлено это празднование?

В этом именно месяце, когда начали сбывать воды потопа, Ноев ковчег остановился на горах Араратских.

В этом месяце святой пророк Моисей сошел о горы, с лицом, осиянным славою Божественной, и принес новые скрижали, на которых был начертан закон, данный Самим Господом (Исх. XXXIV, 29).

В этом месяце начато было сооружение Скинии Господней среди стана израильтян (Исх. XXXV).

В этом же месяце первосвященник, единственный раз в течение всего года, входил в Святое Святых не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.

В этом месяце народ Божий, смиряя постом души свои и принося Господу жертву всесожжения, принимал очищение от грехов своих, содеянных за год.

В этом месяце совершилось торжественное освящение великолепного храма Господня, созданного царем Соломоном, и внесен был в этот храм Ковчег Завета (3 Цар. VIII).

В этом месяце все колена народа израильского отовсюду стекались в Иерусалим на праздник, исполняя заповедь Господню: Это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши (Лев. XXIII, 32).

И воструби, – сказал Господь, – год покоя в седьмой месяц (Лев. XXV, 9), т.е. в сентябре, так как сентябрь от марта, первого месяца от сотворения мира, есть седьмой месяц…

Праздник новолетия был установлен святыми отцами на I Вселенском Соборе, в Никее. Это было в то самое время, когда царь Константин Великий, победив Максенция, просветил вселенную светом благочестия, искоренил идольские празднества, освободил веру Христову от тяжких гонений и установил свои индиктионы. Тогда святые отцы установили праздновать новолетие, как начало христианской свободы, в воспоминание посещения Христом в этот день иудейской синагоги и проповеди Его о приятном лете Господнем. С того времени и мы празднуем первый день сентября месяца. Но это уже праздник не Ветхого Завета, а Новой Благодати. Ибо в этот день Сам Законодатель, снисшедший с небес и носящий в себе Духа Отца, явил Себя миру и начертал закон Божий не перстом, но Своим Божественным языком и пресладкими устами, и не на каменных скрижалях, а на плотяных скрижалях сердца нашего (2 Кор. III, 3). Созидая Свою Церковь, которую только прообразовала ветхозаветная скиния, Он принес Богу Отцу за наши грехи жертву не без крови, Самого именно Себя. Сам Великий Первосвященник, прошедший небеса (Евр. IV, 14), очистив нас от грехов Своей Кровью, пролитой за нас, сделал нас святыми храмами, по словам апостола: храм Божий свят, а этот храм – вы (1 Кор. III, 17).

Принося за все эти благодарение Господу, мы празднуем Лето Господне приятно: мы приняли от Него много неизреченных благ, поспешим же и сами быть Ему приятными. Мы ведь празднуем индиктион, узаконенный Небесным Царем славы – Христом. Христов же индиктион – это Его святые заповеди, которые мы должны соблюдать и исполнять…

Будем праздновать индиктион, повинуясь повелениям Господа Бога нашего, данным через Моисея: Если вы будете поступать по уставам Моим, и заповеди Мои будете хранить и исполнять их: то Я… призрю на вас, и благословлю вас, и не возгнушается душа Моя вами, и буду ходить среди вас, и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом (Лев. XXVI, 3–4, 6–7, 11–12).

(Составлено по изданию: Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых. Кн. 1. Сентябрь. М., 2010. С. 35–46.)