Святые Отцы о празднике Успения Пресвятой Богородицы. Из собрания проф. М.Н.Скабалановича

Каждый человек вступает в этот мир с известными задатками, которые, можно сказать, наперед предопределяют и его жизнь, и его смерть. Смерть человека – результат этих его природных черт. И если над гробом Богоматери спросить, какая же главная черта была у этой высочайшей личности, то пришлось бы ответить, по мнению святителя Димитрия Ростовского, что это было девство. «От юности Своей Она взошла к Богу Духу Святому девственною чистотою, соделавшись живою Церковью и одушевленным храмом Его». По мысли святителя Амвросия Медиоланского, Она была Девою не только телом, но и духом Своим: Дева была телом, соблюдши цвет чистоты Своей нетленным; Дева была и духом, никогда не помыслив о браке. Священникам, хотевшим выдать ее замуж по достижении совершеннолетия, Она отвечала: «Я отдана родителями от пелен одному Богу, а потому и обещала соблюсти Свое девство вовеки; для Меня невозможно быть сопряженной со смертным человеком, и ничто не может принудить Меня к браку, Деву безсмертного Бога».
Другой чертой Богоматери было смирение: даже ученики Христовы имели нужду в обращении к смиренному отрочеству (Мф. XVIII, 3), потому, что стали возноситься в уме своем: одни просят сесть одесную и ошую Христа в Царстве Его, другие помышляют, кто из них больший, ищут начальства. Но Пречистая Дева не нуждалась в таком обращении. Она была постоянно смиренная от младенчества Своего».
Третьей чертой Пресвятой Девы по мнению святителя Димитрия Ростовского, была любовь к Богу. «Как Пречистая дева возлюбила Бога, этого не может никакой язык поведать, никакой ум постигнуть. Любовь есть тайна – одна из неведомых сердечных тайн, известная только Самому Богу, испытующему сердца и утробы… По-человечески могли бы сказать, что Пречистая Дева так возлюбила Бога, как и из нас любит кто-нибудь родителей своих, или единоплотного в супружестве друга своего, или единственного сына своего; но у людей сердечная любовь разделяется на части: особо кто любит родителя, особо друга, особо сына. А в Пречистой Деве Любовь не могла разделиться на части. Тот, Кого Она любила, был Ей и Отцом и единочадным Сыном и нетленным Женихом. Вся Ее всецелая любовь была в Едином Боге».
Если вообще жизнь человека есть приготовление к вечной жизни, то все это особо приложимо к Богоматери. Всеми обстоятельствами и всей обстановкой жизни Она более других готовилась к вечности. Она предвидела время своего ухода и в предчувствии смерти не могла не желать в последний раз увидеть столь близких ей апостолов. Когда желание ее исполнилось, когда увидела она у одра своего апостолов, она воскликнула: «Да будет для меня славою и величием во всех языках земных, что Он собрал ко Мне основания Церкви, князей вселенной, славных служителей Моего погребения… Погребаемая Вами, учениками Его, Я буду погребаема руками Самого Сына Моего».
Чувства Богоматери в самый момент смерти святые Отцы представляют под видом приблизительно такой беседы Ее с Сыном: «Простри божественные руки и прими душу матери, Ты, Который на кресте предал дух в руки Отца» (преподобный Иоанн Дамаскин).
«Если душа, имеющая благодать Божию, оставляя земное, возносится к небу, как это стало ясно из многих примеров, и мы верим сему; то как могло быть не вознесено от земли на небо тело, не только принявшее в себя Сего Единородного и Превечного Сына Божия, неиссякаемый источник благодати, но и родившее и явившее Его?.. И что имеют только облагодатствованные Богом ангелы и люди, – все это совмещает в себе она, и одна лишь преизбыточествует всем несказанно…Она хранилище и обладательница Божества» (cвятитель Григорий Палама). Такова слава Пресвятой Богородицы на Небе по преставлении. Столь же велико и блаженство Ее там. «Она достигла истинной Радости всех, Которую несказанно родила в нашем естестве…» (святитель Модест).
Ее преставление на небо не менее дало всему миру, всем нам. Для нее с успением открылась возможность мощного ходатайство за мир. «Как живя в сем мире, – говорит, обращаясь к Богоматери, святитель Герман, патриарх Константинопольский – Ты не была чужда небесных обителей, так и по отшествии Твоем Ты не удалилась от общения с людьми, поскольку явилась небом Всевышнего Бога через вместительную для ношения Его Свою утробу и соделалась для Него духовною землею через вместительное служение плоти Его, так что отсюда нам легко заключать, что как обитая на земле, Ты постоянно была с Богом, так и преставилась от человеческого жития, не оставила сущих в мире».
Апостолы по святителю Герману, должны были говорить: «Поскольку во дни странствования в этом мире мы утешались, взирая на Тебя, Богородица, как на Самого Христа, то недоумеваем о Твоем преставлении. Но так как и божественным поведением плотским влечением Матери Ты призвана отойти к Богу, то мы радуемся и тому, что прилично исполняется тобою, и тому, что последует: ибо мы получаем в Тебе залог вечной жизни и обретаем в Тебе Ходатаицу к Богу».
Будучи такого неизмеримого значения во всех отношениях, событие Успения Богоматери много дает верующим уже одною памятью о нем, праздником в честь его. Если смерть преподобных и память праведнаго – с похвалами, то насколько более – память Святейшей святых, через Которую подается всякое освящение святым (святитель Григорий Палама).
Сказанным конечно не исчерпывается внутренняя сторона события и все значение его для нас. «Восхождение Ее обступают облака по видению. Так и некая духовная мгла покрывает раскрытие всего в словах о Ней, не позволяя ясно высказать сокрытое понимание таинства (преподобный Андрей Критский), «а поскольку не свойственно говорить о том, что выше слов, то любовь к Богоматери должно освящать по преимуществу песнопениями» (святитель Григорий Палама).

О дивное чудо: Источник Жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает: веселися Гефсимание, Богородичен святый доме. Возопием, вернии, Гавриила имуще чиноначальника: благодатная, радуйся, с тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость.
(стихира на Господи воззвах. Служба Успению Пресвятой Богородицы).

(Отрывок из книги М.Скабалановича «Успение Пресвятой Богородицы». «Пролог», 2004.)