«Вернулись с радостию великою…». Слово на Вознесение Господне протопресвитера Михаила Помазанского († 1988)

Нелегко отрешиться от чувства грусти, когда только что совершено́ «отдание» праздника Пасхи и перестали петь «Христос воскресе». А между тем, в празд­ник Вознесения Церковь зовет к радости: <…> видно, Церковь имеет ясное знание о чем то новом, что дано Вознесением. И апо­столы быстро победили чувство разлуки и вернулись с горы Елеонской «с радостью великою». Что случилось такое благодетель­ное, что в нем рассеялась возможность лич­ной грусти? Ряд великих благодеяний, свя­занных с Вознесением Христовым, открывается нам в писаниях апостолов.

Первая истина: Господь вознесся, чтобы ходатайствовать за нас пред Отцем Своим во имя Своей крестной жертвы. Он есть Агнец закланный за нас, стоящий перед престолом Божиим, и вместе Он Сам Первосвященник – Ходатай, возносящий жертву. «Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священ­ником», поясняет апостол, ибо здешния жертвы только образы и тени небесного. Но Он, как «Ходатай нового завета» вошел «в са­мое Небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр. III и IX гл.). И Отец, любя­щий Сына, не только принимает Его жертву, как искупление за весь мир, но и отдает Ему власть над миром и суд над миром. Сын Божий взял на Себя весь ответ за нас. Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он хо­датайствует за нас (Рим. VIII, 33–35). Если Бог за нас, кто против нас? (Рим. VIII, 32). Вот первая наша радость Вознесения.

Раскрывается, далее, перед нами новая истина. Своим Вознесением Господь со­единил небо с землей и открыл людям двери неба и путь в небо. Небо стало для человечества доступным, желанным, сво­им. Я вижу небеса отверстые, и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Деян. VII, 56), – воскликнул во время своей проповеди святой первомученик Стефан. Знаю, говорит о себе апостол Павел, чело­века, который был восхищен до третьего неба и… слышал неизреченные глаголы, которых невозможно человеку переска­зать (2 Кор. XII, 2). Нет преграды, нет сре­достения, открыт свободный вход в Цар­ство Небесное.

Углубляемся в эту мысль, и она расширя­ется в нашем сознании и в наших сердцах в новое торжество. Господь царствует. Он призывает к Себе верующих в Него, Он упо­кояет их, посаждает их на престолах, делает их Своими сонаследниками, участниками Своей славы. Где Я, там и вы будете (см.: Ин. XIV, 3), иду приготовить место вам (Ин. XIV, 2), – говорит Господь ученикам. Славу, которую Ты дал Мне, Я дал им (Ин. XVII, 22), – свидетельствовал Он о них в молитве Отцу. Небо стало чертогом пира Жениха с небесной Церковью, Невестой Его. Вместо земного Иерусалима, сияет небесный го­род, свободный «вышний Иерусалим – матерь всем нам». И верующие, еще живя на земле и сознавая себя членами земной Церкви, уже возносятся мыслью в это Цар­ство славы. Мы теперь дети Божии; а тог­да не знаем, что будем, ибо будем, как Он (1 Ин. III, 2). «Если терпим, то с Ним и царство­вать будем». «Когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жи­лище на небесах, дом нерукотворенный, вечный». Так говорит от имени верующих апостол, прибавляя всегда при этом: «если не ослабеем», «если останемся верными», «только бы нам и одетым не оказаться нагими» (Гал. VI, 9; 1 Кор XV, 2; 2 Кор. V, 3).

Однако, не опустела ли земля с вознесе­нием Христовым, не оставлена ли осиротев­шей? Господь Сам отзечает на это, утешая учеников перед Своими страданиями: «Ес­ли Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам», Ду­ха Утешителя. С телесным отшествием Сына Божия соединено ниспослание на землю обильных даров Духа Святого, о чем проро­чествовал Иоиль в пророчестве, приведен­ном апостолом Петром в день Пятидесятни­цы: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и до­чери ваши, и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вра­зумляемы будут; и на рабов Моих и на ра­бынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать (Деян. II, 17–18). Носительницей даров благодати является земная Церковь Христова. Своим прише­ствием Святый Дух соделал Церковь на зем­ле небом, и избранных людей земли еще до их кончины Он являет «земными ангелами», светящими миру плодами Духа: любовью, радостью, миром, долготерпением, благо­стью, милосердием, верой, кротостью, воз­держанием; являет «небесными человека­ми», запечатлевающими веру отказом от мира и всего, что в нем, мученичеством, ис­поведничеством. Земля стала как бы частью неба, преддверием неба.

Но зло еще действует на земле, воин­ствует против Христа и Его Церкви; тайна беззакония в действии, и близится время, когда она проявит себя в сыне погибели, антихристе. Земля еще ждет огненного очищения и того часа, когда Сын челове­ческий придет в славе Своей, для суда над миром. Поэтому с Вознесением связыва­ется мысль о втором пришествии Госпо­да. Что стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. I, 11).

Не случайное это выражение: «верну­лись с радостию великою», – а глубокая му­дрость благовестия, выраженная в самой краткой форме. Его смыслом наполнены апостольские писания.

Как же и нам не пожелать приобщиться радости Вознесения Господня?!

Источник: Протопресвитер Михаил По­мазанский. О жизни, о вере, о Церкви. Сборник статей (1946–1976). Выпуск первый: Жизнь в Церкви. Jordanville. Holy Trinity Monastery, 1976. С. 290–292.