Христианская добродетель целомудрия и чистоты. По учению святых отцов и подвижников церкви

В Послании к христианам города Ефеса апостол Павел писал: знайте, что никакой блудник, или нечистый (развратный), или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога (Еф.V, 5).

В первые времена христиане жили среди язычников, которые весьма снисходительно относились к де­лам блудным, не считали, как и теперь не считают, грехом плотскую нечистоту, блуд, корыстолюбие, плотоугодие, а всего-на­всего – «удовлетворением законов чело­веческой природы».

В наши дни эти пороки размножились до крайнего предела. Умножение их при­ближает наступление последнего Страшно­го суда, о чем писал апостол Павел в том же Послании: никто (из этих развратных суес­ловов) да не обольщает вас (христиан) пустыми словами, ибо за это грядет гнев Божий на сынов противления (Еф.V, 6). За это, то есть по причине умножения указан­ных пороков, грядет гнев Божий – послед­ний Страшный суд Христов над миром.

«Нравственное состояние людей в по­следние дни бытия мира Господь сравни­вает с состоянием людей, живущих пред всемирным потопом. Тогда был ужасаю­щий разлив чувственности. Все они – плоть, – сказал о них Бог. То же будет и перед концом мира. Плотские дела с лихо­имством возьмут верх над всем».

Развратившихся людей Апостол называл сынами противления (Кол.III, 5), которых невозможно убедить в том, что жить нечи­сто – пагубно. Им что ни говори – не верят. Не верят и Самому Богу, ни во что святое не верят и противятся, упорные неверы.

Таковы были допотопные люди, жив­шие во время Ноя и не верившие его про­поведи о покаянии. Таковы будут люди и пред концом света – сыны противления. Тогда потоп взял сынов противления, а в конце существования мира огненный по­топ и Страшный суд Божий внезапно по­стигнут непокорных.

«Никаким грехом не гнушается так Бог, как непотребством (развратом)». Плотоу­годие и разврат – это бездна, в которой потонуло и погибло множество человече­ских душ.

По словам преподобного Макария Ве­ликого, «кто что любит и чем бывает свя­зан в этом веке, на то, без сомнения, и обменивает Небесное Царство, а что все­го хуже, то признает богом».

Христианина в настоящее время везде окружает множество соблазнов. В услови­ях окружающей греховной распущенности нравов и развращения необходима напря­женная духовная трезвенность и подвиг, чтобы сохранить себя в чистоте и целомудрии и избежать пороков новоязычников. Не будьте сообщниками их, – увещевает Апостол, – остерегайтесь всякой поблажки грехолюбивой плоти, избегайте нечистоты, лихоимства, не участвуйте в безплодных делах людей, живущих нерадиво и в богозабвении, но поступайте, как чада света (Еф. V, 7–8), соблюдая себя в чистоте и це­ломудрии (1 Фес. IV, 3–4).

Целомудрие – общехристианская до­бродетель. Девство и брак – не для всех, а целомудрие – для всех.

Значение слова «целомудрие» по Священному Писанию

В апостольских писаниях и в писаниях святых отцов под целомудрием подразуме­вается чаще всего чистота от всякой плотской греховной скверны, а также здравие ума и души. В их писаниях целомудрие обо­значается греческим словом ἠσωφροσύνη. Первоначально значение этого слова было: благоразумие (2 Мак. IV, 37; Деян. XXVI, 25; 1 Пет. IV, 7), здравомыслие, здравомудрие, премудрость в жизни и слове. Целомудрие – это «полная мудрость, сколько умственная, столько же и нравственная».

«По своему этимологическому составу греческое слово целомудрие указывает на здравость, неповрежденносгь, единство и вообще нормальное состояние внутрен­ней духовной жизни христианина, цель­ность и крепость личности, свежесть ду­ховных сил, духовную устроенность вну­треннего человека» (Павел Флоренский. Столп и утверждение истины. С. 180–183.– Прим. автора.).

По определению святого Григория Нис­ского, «целомудрие вместе с мудростью и благоразумием есть благоустроенное рас­поряжение всеми душевными движения­ми, гармоническое действие всех душев­ных сил».

Целомудрие – это то, что оберегает дух человека от погружения его в плоть; это самосохранение человеческого духа, без чего человек становится плотяным, живот­ным, теряет все человеческое.

Противоположным целомудрию явля­ется состояние развращенности, разворо­ченности души. Целина личности   разво­рочена, наружу вывернуты низменные потребности и похоти плоти, а душа зава­лена, подавлена плотским, страстным,  гре­ховным. Развращенный человек – как бы вывернутый наизнанку, безстыдно выстав­ляющий наружу постыднейшее. Вместо стыдливости здесь безстыдство и цинизм. Безстыдство – указатель испорченности и растленности души. В развращенном чело­веке остается только личина человека, ибо дух постепенно умирает, угасает.

Ветхий (греховный) человек истлевает в обольстительных похотях (Еф. IV, 22), то есть страстях, которыми обычно живет самоугодливый человек. «Эгоистическая жизнь в са­моугодии и страстях разлагает, истощает и снедает естество человеческое». Особенно это касается грехов плотских. «Прочие гре­хи, – говорит святой Афанасий Великий, – одной душе причиняют вред, а любодей и тело растлевает и разрушает, истощая ду­шевную и жизненную силу».

По словам преподобного Ефрема Сирина, «греховное растление служит к пагубе, по­тому что, проникая скрытно в глубину, про­изводит в природе неисцельную гнилость, которая кажется малою, но делается необъятною, потому что распространяет, подобно закваске, действие свое с ног до головы». Душа человека растлевается не только плот­скими грехами, но и сребролюбием, славо­любием (тщеславием), завистью и ненави­стью, гневом, дерзостью и жестокосердием, ложью, лихоимством и богозабвением, и всяким другим злом, ненавистным Богу.

(Шиманский Г.И. Христианская доброде­тель целомудрия и чистоты по учению святых Отцов и подвижников Церкви. М.: Даниловский благовестник, 1997. С. 20–22, 24–26.)