«Я тоже блудный сын!». Архимандрит Андрей (Конанос)

Общество не меняется по той причине, что люди уверены: они знают, как правильно, и они делают все возможное на «благо мира». Такая самоуверенная позиция не приемлет просвещения свыше. Именно поэтому Господь, хотя и видит наши заблудшие души, не может нас изменить. И несмотря на то, что мы ощущаем себя хорошими людьми, по сути, мы далеки от Бога и бродим в потемках. Ситуация трагична. Господь спрашивает: «Что Я могу теперь исправить? К кому приблизиться? Кому Я смогу сказать: «Чадо мое, ты это делаешь неверно!» Все и без Меня всё знают и хотят исправить даже Меня».
Действительно, некоторые из нас готовы и Самому Господу указывать. Не удивительно ли это? Но и во времена Христа люди указывали Ему: «Что же Ты делаешь? Ты исцеляешь в субботу, перед едой не омываешь рук. Ты не соблюдаешь правил и канонов. Ты общаешься с разбойниками и грешниками!» Мы и сейчас готовы делать замечания Господу. И не готовы к изменениям внутри себя. Мы не в состоянии сказать: «Господи, я хочу, чтобы Ты указал мне на ошибки и исправил меня». Готов к такому?..
Дай Бог, чтобы и я поступал так же и говорил: «Господи, возьми и измени меня. Помоги мне поменять мой неправильный образ мыслей». Этот душевный настрой и есть покаяние. Покаяние не означает застоя в одних и тех же дурных взглядах, которые мы имеем. И не означает оплакивания болезненных ситуаций, порождаемых этими взглядами. Покаяние – это не плач, ибо плач сам по себе ни о чем не говорит. И если ты не плачешь, это не страшно, не это является критерием. Можно плакать из-за своего упрямства или из-за искаженного мировоззрения. Хорош тот плач, который проистекает от искреннего желания измениться и совершить нечто новое в своей жизни.
Мы повторяем постоянно одни и те же ошибки. Одни и те же пастырские действия, которые уже доказали свою ошибочность на протяжении стольких лет отношений с миром, с нашими женами, мужьями, детьми, друзьями. Каждый раз, когда мы применяем эти ошибочные тактики, мы настолько накаляем атмосферу, что возникают столкновения. И мы приходим к результатам обратным тому, к чему мы стремились.
Отец блудного сына как раз это и показал: он не делает акцента на грехе, не фокусируется на плохом. Он видит здоровую часть даже там, где мы видим только катастрофу и беду. Помните о фразе, которую сказал работник старшему брату блудного сына, когда тот спросил о причине шума и праздника? Ему ответили: «Брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым» (Лк. XV, 27). Господь увидел во всем этом здравость, это было выздоровление подлинных качеств блудного сына. Он и в самом деле был здоров! Грешник, но здоров.
Самая большая проблема не в греховности мира. Проблема в том, что те, кто не считает себя грешниками, считают себя хорошими людьми. Это и есть самая тяжелая болезнь, ее очень сложно излечить, потому, что мы очень уверены в самих себе и очень строги к другим…
Если не хочешь ничего менять в себе, твое право. Продолжай жить как раньше. Но попробуй последить за результатами своих действий, и многое поймешь. Если результаты будут положительными и увеличат любовь и единство в твоем доме, если создастся атмосфера покоя и мира, тогда продолжай так поступать. Тогда все хорошо.
Но если ты замечаешь, что теряешь детей, жену, их равновесие и доверие; если видишь, как над тобой насмехаются не только за спиной, но и прямо в глаза; если считаешь, что ты их всех контролируешь, на самом деле ты полностью утратил контроль! Тогда самое время задуматься над всем сказанным. И попросить Господа указать тот путь, по которому теперь идти. Для каждого из нас очень важен тот миг, когда мы можем сказать: «Господи, неужели и я заблуждался? А я ведь еще и священник! Или богослов. Господи, ведь и я был блудным сыном, да, был, теперь я осознаю это… Или я, облаченный в черную рясу, выступающий с  просветительскими речами и проповедями, ездящий в паломничества, занимающийся миссионерством. Я тоже блудный сын, Господи!» Прекрасен момент самопознания и признания своих ошибок. Конечно же, это не означает, что сразу все изменится. Но стоит пережить этот момент истины. Стоит начать жить подлинной и честной жизнью оставшиеся годы, сколько бы нам их ни осталось!
Мы постоянно говорим, что мы чада Господа. Знаем, что Христос пришел в мир ради нашего спасения, избавления, искупления от греха. Ради того, чтобы принять распятие за нас. В теории мы верим, что благодаря жертве Христовой вся вселенная обновилась, обрела новый облик. И человек, верящий во Христа, становится новой тварью. Итак, кто во Христе, тот новая тварь (2 Кор. V, 17).
Все обновлено, ты возродился. Ты причащаешься Святой Крови и Святого Тела Христова, исповедуешься, принимаешь благословение духовника. На каждой Божественной литургии ты просишь Господа простить тебя: «Ослаби, остави, прости согрешения моя». Церковь дает тебе прощение: именно отпущение грехов и примирение является основным плодом и задачей Божественного Причастия: «Причащается раб Божий Честнаго и Святаго Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов и в жизнь вечную».
Тем не менее я вижу, что с тобой что-то не так. Несмотря на все красивые слова, ты не чувствуешь себя прощенным Господом. Это видно по твоему ворчанию, по обиженному лицу. У тебя бессонница, сердцебиение и давление, разные болячки. Причина одна: ты страдаешь от чувства вины и угрызений совести. Вина остается с тобой и никуда не уходит. Если бы это было временным явлением, я бы сказал: «Ладно, человек справится, успокоится. Скоро он снова ощутит прощение Христово». Но… [мы] постоянно пребываем в этом состоянии, постоянно чувствуем себя плохо, страдаем. И при этом объясняем свое состояние так: «Я виноват, потому что постоянно грешу».
Но так будет всегда! Ты всегда будешь ошибаться и всегда возвращаться ко Господу.
Будешь падать и снова подниматься. Осознавая свой поступок, смиряясь, попростому, ты можешь снова и снова приходить ко Христу с признанием: «Господи, я таков, такова моя душа. Прими мое возвращение, мое покаяние и прости меня»…
…Ты позволил свету Господню наполнить твое существо и даровать тебе радость? Ты позаботился о том, чтобы эта радость продлилась не один день, а всю твою жизнь? Знаешь, загляни в свою душу и проверь, правда ли это: на самом деле ты не любишь самого себя. И не хочешь себе добра. И с Господом у тебя отношения, построенные на страхе. И поскольку ты Его боишься, ты предварительно наказываешь себя сам, чтобы Он потом не наказал тебя.
Это происходит на уровне подсознания, ты думаешь: «Вот, Господи, я сам себя хорошенько наказал. Не наказывай меня…»

Мы не выносим даров Господних. Не выносим свободы, которую Он нам дает. Только после наказания нам становится хорошо. Мы говорим: «По крайней мере теперь я наказан, все в порядке». При таком богословском подходе к оправданию через вину и с такой логикой как можно говорить о том, что Господь – наш Отец? Разве ты так поступаешь со своим ребенком? Что бы ни сделал твой ребенок, разве ты не продолжаешь любить его?..
Мы все умрем в свое время. Но пока мы живы, давайте радоваться жизни. Давайте использовать возможности, которые дает нам Господь. Давайте встанем на ноги, поднимем голову с надеждой и посмотрим в лицо Христу, желая получить от Него дары с благодарностью за все то, что Он уже сделал для нас.

(Составлено по: Андрей (Конанос), архимандрит. «Добрый день, Господи! Книга о радостной вере». Пер. с греч. М., 2018. С. 72–86.)