Животворность знамения Креста Господня. Из духовного наследия епископа Вениамина (Милова)

Составители богослужебных книг, святые Отцы Церкви, нередко называют образ и знамение Христова креста «животворя­щими», то есть, созидающими, творящими благодатную жизнь в человеке. Для уяс­нения понятия «Животворящий крест» мы воспользуемся данными одной Постной Триоди, так как содержание этой бого­служебной книги с наибольшей ясностью свидетельствует о подаянии верующим во Христа Божией благодати в самом знаке креста и под его образом. Облагодатство вание чрез крест Христов невольно при­водит на мысль обратное этому явление – утрату прародителями Божией благодати после вкушения плода от райского дерева познания добра и зла.

До грехопадения Адама и Евы видимым знаком общения с ними Бога было облече­ние их тел и душ божественным сиянием. Непослушание Богу совлекло с них молни­евидное облачение вследствие удаления от них благодати.

Воплотившийся и пострадавший на кре­сте Сын Божий, Спаситель мира возвратил верующим в Него людям невещественное сияние Божества, эту причину духовной жизни человеческой природы. Он изливает названное осияние на всякого христианина через знамение креста.

Так, в противоположность древу пре­слушания, крестное древо вводило и вводит людей в единение со светоносной силой, ис­ходящей от Существа Божия.

Постная Триодь, объясняя слова «живот­ворящий крест», свидетельствует о бытии в Церкви двух непрерывно продолжающихся мистических фактов:

  1. Излияния Спасителем Божественной благодати в образе креста.
  2. Животворного воздействия крестной силы на существо человека.

Излияние Благодати Божией в образе Креста

Название креста Христова «Животво­рящим» имеет глубочайший смысл. Образ креста и крестное знамение в Церкви дей­ствительно животворны явлением силы Бо­жией при совершении церковных таинств и частных молитв верующих. Всеведущий и вездесущий Господь Спаситель каждый раз и всюду благодатно действует в изобража­емом верующими кресте. Он низводит на осеняющих себя крестным знамением силу Святаго Духа. «Предлагается крест, – гово­рит преподобный Феодор Студит, – и мир радуется пришествию Духа».

Мысль об излиянии чрез крест благода­ти Божией развивается у церковных песно­певцев многократно и в различных образах. По словам Постной Триоди, крест, «как рай­ский источник, изливает миру безсмертие и жизнь, просвещает всю вселенную и возвы­шает силу Церкви». Христоносный крест – древо жизни, неистощимый источник вод благодатных дарований, просветитель и освятитель христиан по душе и телу. Свето­носная крестная благодать сияет ярче сол­нечной зари всякий раз, как крест изобража­ется в воздухе ли, или в местах жительства с верою и теплой любовью ко Христу. Это си­яние изливает вознесшийся на древо креста Христос Спаситель. Поэтому то святый крест всегда носит невечерний свет, испускает «мысленно созерцаемые лучи», приносящие верующим спасение и изглаждение грехов.

По виду крест мал, своей же силой шире небес. Невещественные блистания его све­тятся по всей Божией Церкви и всюду исхо­дят именно от него.

У православных церковных пропо­ведников не принято говорить о крестной силе в литургических выражениях, при­менительно к идее невещественно-благо­датного светосияния. Равным образом и в системах школьно-догматического бо­гословия, хотя и ведется речь о сообще­нии людям благодати таинств Церкви «в видимом знаке и под видимым знаком», но почему-то этот знак определенно не называется крестным знамением или на­чертанием креста.

Может быть умолчание о невеществен­ном блистании благодати, исходящей чрез крест, вызвано ощутительностью его толь­ко для христианского душевного чувства и редкостью зрения его телесными очами. В связи с этим церковные проповедники обычно останавливаются вниманием лишь на всеобщности чувства крестной силы, свойственной личному сердечному опыту христиан, и опускают намеренно факт воз­можности телесного созерцания благодат­ного сияния креста. Замечательно, что и цер­ковные песнопевцы называют фактически изливающуюся крестную силу «мысленными лучами» или представляемыми только в уме.

При всем том нельзя забывать и таких явлений в Церкви, когда верующие, – от­верстыми Богом телесными очами своими, бывают способны физически видеть крест­ное сияние, исходящее от пастырских рук при благословении ими пасомых и в момент совершения церковных таинств.

Значение силы Животворящего Креста в личном спасении

Благодатная крестная сила, светозар­нейшая солнца и всегда мысленно окружа­ющая крест, по изволению Господа Иисуса Христа действует во спасение людей раз­нообразно. Она сокрушает силу демонов, восстающих на людей, очищает человече­ское существо от страстей и обогащает его благодатными дарованиями.

Христиане, ограждающие себя крестным знамением с верою и призыванием имени Го­спода Спасителя, спасаются крестом прежде всего от мысленных диавольских влияний. Злые духи постоянно влагают в сознание людей греховные мысли, страстные образы и воспоминания о порочных делах. Кто из иску­шаемых в момент подобных страстных прира­жений полагает на себя знамение креста, того запечатлевает крестное осияние. Оно нестер­пимо бесам, палит их, и невольно заставляет отступать от соблазняемых на грехи. Сияние креста уничтожает демонскую крепость и со­противоборствует христианам в их борьбе с бесами, уничтожая диавольские прилоги в умах искушаемых. Светолучные крестные молнии в верующих всего мира побеждают «темные демонские начала и власти», сокру­шают их мощь и обращают в бегство.

Крест Христов жизнетворен не только, как победитель духов злобы, но и как вос­креситель людей от страстей. Он, говоря языком Постной Триоди, всегда сущая пе­чать во спасение людей и очищение людей от страстей. Верующие начертанием на себе креста с молитвою ко Христу Спасителю при­чащаются благодатной жизни. В Таинствах Церкви крестное осияние облекает их одеж­дой жизни, дарует им свободу от страстного горения и жжения, исцеление от душевных и телесных болезней и как бы крепкие жилы на перенесение борьбы со страстями.

Животворящий крест Господень являет­ся, таким образом, источником благодатных дарований. Силой креста верующие про­свещаются и освящаются, в нем получают услаждение радостью и умилением сердца при условии хранения поста.

Животворящее и светозарное крестное древо, – говоря образно, – благоухает ми­ром жизни, произращает усладу от созер­цания образа красоты Божества и наслаж­дение вечной Его славой. От креста, как от неистощимого источника, неиссякаемо ис­текает вода нетления и кипит благодатными дарованиями. Крест всех благодатно напо­яет, «окружает божественным благосло­вением и запечатлевает небесным блиста­нием. Честным крестом возвышается сила всей вселенной Церкви и каждого верую­щего во Христа христианского общества».

В описании благодатного значения крест­ной силы мы воспользовались буквальными выражениями Постной Триоди, чтобы свобод­ной передачей их содержания не затемнить подлинной красы литургической речи.

Все сказанное о действии Христа Спаси­теля чрез образ креста можно обобщить в форме таких заключительных положений:

  1. Крестом сообщается верующим све­тоносная благодать Божия чрез Христа Спасителя во Святом Духе Отчем при усло­вии сердечного призывания имени Иисуса Христа во время борьбы со страстями и де­монскими прилогами.
  2. Крестная благодать есть просвеща­ющая и освящающая людей Божия сила, знак снисхождения Бога к человеку, щит от страстей и злых духов и сокровище бла­годатных дарований.
  3. Крестное животворящее действие – показатель всегдашней близости Господа Спасителя ко всякому христианину в всей вселенной Церкви.
  4. Крест животворящ в том смысле, что изливаемая в образе и начертании его благодать Божия составляет идеальную жизненную силу души и необходимейшие условие раскрытия самых благородных и возвышенных человеческих познаний, чувств и навыков.

Церковно-богослужебные мысли о кре­сте Христовом представляют целое откро­вение тайны крестного действия в Церкви. В них мы находим глубочайшее объяснение животворности святого креста в связи с би­блейскими прообразами.

Крестная сила спасает от греха людей, вечного осуждения и смерти, всегда поража­ет демонов, облегчает христианину борения с грехом, благодатно просвещает его и унич­тожает в нем страх смерти.

На вопрос о причине животворящей силы святого креста мы находим у церковных пес­нопевцев ясный ответ. Они говорят, что в изо­бражении знамения креста Сам вездесущий Христос Спаситель всюду благоволит являть Свою благодатную силу верующим. В кресте дан Господом Церкви жезл силы, непобеди­мое оружие, источник обновления от страстей. Изображение креста с верою и молитвою пе­чатлеет на человеке свет Лица Христова.

Христиане не только ограждают себя крестным знамением, но и поклоняются образу креста, созерцая на нем Распятого Искупителя мира – Христа. Образ Христова креста, хотя по видимости, есть древо, но «одет Божественною силою, и незримо для телесных очей чудотворит спасение» каж­дому христианину. «Он облиставает (верующим) благодать, как пламя огня, источает им дарования, как воды, просвещает их души и помышления, целит недуги, отгоняет страсти, подает им Божие благословение». Христос непрерывно показует в Церкви древо Своего креста «светлейшим огня, действеннейшим пламени, попаляющим грехи людей и просвещающим их сердца.

Честной крест Христов в древности про­образован Моисеевым жезлом. Еще пророк Моисей изображением креста разделил и соединил воды Чермно́го моря, распростер­тыми руками в виде креста победил Амалики­тян, Патриарх Иаков крестообразным возло­жением своих рук на детей Иосифа, Ефрема и Манассию благословил их. Три еврейских отрока в разженной вавилонской печи спас­лись от смерти, изобразив крест молитвен­ным воздеянием своих рук к Богу.

Христиане созерцают Христов крест, как жертвенник, на котором Господь Иисус Хри­стос принес Свою искупительную жертву за мир, и всегда чудотворящее в Церкви знаме­ние. Действием этого знамения поражаются злые духи. Обычно они назойливо влагают в мысленную силу христиан тысячи соблаз­нительных помыслов, склоняющих ко греху. Всякий же раз, как искушаемые ограждают себя крестным знамением, демоны прекра­щают навевать греховные внушения. В этом смысле крестная сила «разрывает вражий сети». Всякий злой дух трепещет креста, тря­сется при виде его, не вынося блистания его. Крест прекращает мучительство диавола над людьми, попирает вражию силу, посрамляет ее, как ничтожную, устрашает, опаляет бесов и обезсиливает. Они уже не властны мучить страстями человеческое естество, осиява­емое благодатию креста и не могут терзать его, как волки добычу. Ограждаемые крестом христиане противятся диаволу, не боятся его козней и лаяний, но прогоняют его крестной силой. Действие благодати креста в личном человеческом спасении непрерывно.

По словам церковных песнопевцев, крест источает верующим жизнь, просвещение, нетление от страстей, умиротворяет их души, изглаждает грехи и освящает. Он как звезда на небе, сияет в Церкви, развязывает связан­ных страстями, утверждает в добрых навыках и движет их любить Бога. На этом основании можно сказать, что Христос Спаситель чрез знамение креста проращает людям жизнь, творит всеобщее спасение и очищение в Церкви, избавляет грешных от гибели, ис­правляет их отпадение, обнимает кающихся любовию. Благодать креста разрушает осуж­дение на смерть, разрывает в людях узы ада, прекращает страх пред осуждением Божиим, открывает безмерную благость Господню, уничтожает греховное безсилие людей для творения добра. Крестное древо облекает верующих во Христа одеждами вечной жизни и вводит в вечное Царство Божие.

(Составлено по изданию: Епископ Вениа­мин (Милов). Чтения по литургическому бого­словию. Издательство Сретенского монасты­ря. М., 2012. С. 70–79.)­