Проповедь архимандрита Мефодия (Морозова) в Неделю 1-ю Великого поста. Торжество Православия (20.03.2016)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшний воскресный день, дорогие отцы, братья и сестры, Церковь Христова утвердила в веках праздновать великий праздник, который именуется Торжеством Православия. Когда в Сионской горнице собралась «страха ради иудейска» маленькая горстка апостолов и учеников Христовых, они в страхе молились и боялись того, что, как и их Божественного Учителя, их могут схватить, предать бичеванию и подвергнуть страшному распятию, как и их Учителя, в Божественную сущность Которого они глубоко верили. Вот с этой маленькой горстки, которая не составляла и двух десятков человек, по сошествии Святого Духа на них в виде огненных язык, и началась Святая Церковь Христова.

Много за эти века пришлось испытать ей: и скорбей, и гонений, и истязаний от богопротивников-иудеев и язычников, от кровожадной репрессивной машины Древнего Рима. Достаточно сказать, что практически все апостолы подтвердили свою веру во Христа следованием Его заветам. Ибо Он завещал им: «В мире скорбны будете». «Но дерзайте, – укреплял Он их, – ибо Я победил мир, Я победил козни мира, Я победил злобу мира, Я победил страшную рознь мира сего».

Первые христиане страдали в языческих цирках, были жестоко терзаемы и убиваемы свирепыми дикими зверями. Мученики первых веков христианской веры стали тем великим семенем, из которого взошел маленький росток веры Православной, выросший в такое великое древо – зеленое, вечное, корнями своими держащееся за апостольское предание, а кроной своей, вечно живой и цветущей, достигающее вечности. И вот, дорогие мои, наступили времена, казалось бы, благоприятные для Церкви, для возведения и благоукрашения храмов Божиих. Но и тогда враг рода человеческого завистью своей и ненавистью к Сыну Божию употребил все, чтобы разрушить Церковь Его Святую. Развилось множество ересей и различных лжемудрствований, когда под видом благочестия, прикрываясь словом Божиим, Законом Божиим, гордые и своенравные люди (хотя внешне они казались, может быть, и благочестивыми), внешне призывали почитать Закон Божий. Но подумайте, кто же влечет за собой, будучи грешником, блудником или пьяницей? Эти родоначальники ересей, такие как Арий, были весьма и весьма известны в среде христианской. Они были внешне людьми благочестивыми, ибо многих и многих увлекли за собой, включая царский двор, включая государей, которые следуя их лжемудрствованию воздвигли ересь иконоборчества. Но Господь, Который говорил о Себе, что Ему возможно легионы ангелов вывести на Свою защиту и обещал Своим ученикам, что в мире они будут скорбны и будут страдать также, как и Он, не оружием и дрекольями, не ненавистью и разного рода притеснениями воздвиг в среде христианской истинных подвижников благочестия – первых иноков, которые, скрываясь в пустынях, в пещерах, в них укрывали церковные сокровища – иконы, священные изображения. Господь возвел множество духоносных мужей, которые отстаивали иконопочитание в богословских спорах. Наконец, в VIII веке на VII Вселенском Соборе богомудрые отцы соборным разумом, изначала дарованным Церкви Христовой ее Основателем, Тем, на Ком, как на краеугольном камне держится здание Церковное, Господь даровал Духом Своим Святым отцам богомудрым отвергнуть ересь иконоборчества. И наконец, уже в IX в. при правлении благочестивой царицы Феодоры был утвержден тот праздник, ради которого торжественно собрались мы сегодня в храмах. И, славя Господа, и видя наши благоукрашенные храмы, благоговеем перед теми, кто изображен на иконах, кто изображен на сводах храма. На святой горе Афон в монастыре Зограф, есть стенопись, на которой сохранилось мистическое изображение Церкви Христовой. В корабле, плывущем по бушующим волнам моря, находится Господь Иисус Христос – Кормчий, Глава и Капитан корабля, в котором пребывают Матерь Божия, апостолы, епископы-святители и вся Церковь Христова. И вот этот корабль, плывущий по волнам, со всех сторон окружают самые различные силы, которые ведут непримиримую и злобную брань против Церкви Христовой. Это и папство-латиняне, это и антихрист, это и Лютер с Кальвином, и самые разные предводители сект и заблуждений. Но Церковь Божия непоколебимо плывет, не поддаваясь этим злым и жестоким нападкам.

Мы с вами пришли сегодня в церковь и видим на стенах храма удивительное изображение всего мира Божия, который Господь восхотел создать на земле для того, чтобы люди жили, руководствуясь Законом Божиим. Мы с вами видим в нижнем ряду подвижников веры и благочестия – близких нам, а также возлюбленных нами Соловецких святых, преподобных, которым мы благодарны от всей души за их подвиги в защите веры Православной, в защите духовной, прежде всего, предстоянием Богу в молитве и подвигах благочестия. Когда яростным пламенем грехов были палимы души человеческие, тогда тихим подвигом ради Христа из оледенелых сердец высекались искры веры, которые злобный пламень греха превратили в теплый согревающий огнь Божественной веры.

Мы с вами видим далее выше, поднимаясь к Небу, изображен весь Акафист Пресвятой Богородице, мы с вами видим Матерь Божию, Которая подвигом Своим будучи выше Херувимов и Серафимов, будучи одной из нас, плотью такая же, как мы, претерпела самое страшное, что может случиться в жизни человека, – гибель и страшную смерть Сына, Своего Дитя. Но Матерь Божия верой и чистотой, Своей святостью претерпела это великое испытание и душа Ее была вознесена к Богу на Небеса. И мы с вами видим венец нашего храма – изображение Спасителя, Господа Вседержителя, окруженного Небесными Силами, которые являются служителями Бога, дарованными людям, чтобы помогать им, чтобы нести помощь от Бога, помогать человечеству в земных злоключениях утверждать веру Православную.

Мы с вами, дорогие мои, видим это. И также, когда посланники будущего благоверного князя, а тогда еще просто Киевского владыки всея Руси князя Владимира, оказались в великолепной Софии Константинопольской, они стояли в храме, и вернувшись к своему владыке, который, напутствуя их, говорил: «Узнайте, какова вера православная, узнайте вероучение, узнайте её богослужение», – они сказали ему: «Мы не знаем, где мы были, на небе или на земле». И тот, который выспрашивал о вере магометан, спрашивал о вере хазар (то есть иудействующих), тот ответил католикам совершенно прямо: «Никогда мои предки латинянами не были». И вот, по милости Божией, избранные Богом в служение великое Пресвятой Троице, русские люди наследовали веру Православную, веру великую, святую, потому что она – вера апостольская. Апостольская она потому, что унаследовала все, что утвердили святые апостолы самовидцы и служители Бога, которые видели Спасителя, Сына Божия, осязали Его своими руками, ели и пили с Ним, слушали Его слово, которое было послано от Бога Отца нашего Небесного всем нам.

Дорогие мои, сегодня мы с вами собрались ради того, чтобы подтвердить, что мы – православные люди, что важнее всего для нас в жизни следование православным канонам. Да, бывает так, что не устоит в Православии кто-либо из священников. Бывает так, что и епископ может впасть в ересь, и даже Патриарх поместной Церкви не устоит в правой Вере, что случалось в истории. Но огонь Православия, тем не менее, в других Поместных Церквах как бы восполняет утраченное благочестие. Ибо Православная Церковь не есть нечто, объединенное силой и верховенством власти. Она Единая и Святая потому, что утвердили её святые апостолы. Она держится на преданиях, на том, что утверждено в Ней Святыми Соборами. Ибо только благочестивые люди, о которых известно всем, могли бы что-то добавить и при том, они ничего не могли прибавить к вероучению Церкви, если это не рассмотрит Собор. И только Собор мог внести что-то от соборных епископов, пастырей и мирян, и то, только после очень здравого и молитвенного размышления об этом.

Мы должны, дорогие мои, знать, что, как когда-то на Руси было принято, что в дни, когда злая вьюга или буран, или буря были на дворе, тогда во всех храмах православных звонили колокола, которые призывали звуком своим, указывали направление пути, где есть тепло, туда, где спасение, где избавление от непогоды, так и сейчас Матерь Церковь звоном своих колоколов призывает нас в храмы свои. Святой апостол Павел говорил о том, что храм Церкви состоит из «живых камней». И каждый из нас есть маленький живой камень в строении Церкви Христовой, Церкви Православной. И если сохранит он душу свою, цельность свою в крепости этого великого здания, то спасется, и непоколебимо будет стоять вовеки здание Церкви Христовой. «Легче погаснуть солнцу, чем исчезнуть Церкви», – так говорил святитель Иоанн Златоуст. И мы сегодня, внимая его словам, будем твердо держаться нашего православного исповедования, будем твердо осознавать, что, по слову древнего богослова Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не мать, тому Бог – не Отец». Посему от всей души Церковью водимые будем идти по пути в вечность, как дерево, росток тянется к солнцу, – к Богу, своему Творцу и Промыслителю. Аминь.