«Душе истинный, прииди и вселися в ны!» Из духовного наследия митрополита Никанора (Клементьевского; † 1856)

Царю небесный, Утешителю, Душе истинный, прииди и вселися в ны, – вот общее прошение всех нас, предстоящих в храме в День Святой Пятидесятницы! У каждого на мысли: как бы сделаться жилищем Святого Духа; у каждого на сердце, как бы исполниться даров Святого Духа. Что может быть святее сей мысли, сего желания? И что может быть несомненнее, как исполнение общего прошения: всяк бо просяй приемлет, – уверяет Сам Господь. – И Отец, иже с небесе, даст Духа Святаго просящим у Него (Мф. VII, 7–8; Лк.XI, 13).

Но я желал бы при сем случае, вопросить: что понуждает вас просить Духа Святого, да приидет и вселится в ны? Не веcте ли, яко храм Божий есте, – говорил Апостол Коринфянам, – и Дух Божий живет в вас (1 Кор.III, 16)?

Если слово апостольское простиралось не на одних Коринфян, а на всех верующих всех стран и времен: то для чего просим Святого Духа, да приидет и вселится в ны, тогда как имели уже его в себе?

Нельзя ожидать, чтобы кто из вас, братия мои, дал такой ответ, какой некогда дан был в Ефесе апостолу Павлу. Он, найдя там некоторых учеников, спросил: аще Дух Свят прияли есте веровавше? Они отвечали: ниже, аще Дух Святый есть, слышахом (Деян.XIX, 2). Каждый из нас, кто бы он ни был, без сомнения, скажет в душе своей так: я соделался храмом Божиим, вступив в завет со Иисусом Христом посредством крещения, но осквернил сей храм своими гнусными делами; я получил дары Святого Духа через Миропомазание, но растерял их, бродя по распутиям мира вслед злых наклонностей и страстей; я просветился светом Евангелия, но сей свет сокрылся от сует мирских; я получил благодать помилования в таинстве покаяния и благодать обновления и исцеления в таинстве причащения, но впал в новые согрешения, подвергся новому расслаблению. Вот что меня и тебя, возлюбленный брат, побуждает взывать: Царю небесный, прииди и вселися в ны.

При сих побуждениях, надобно вникнуть в условия, коих требует от нас важность и святость даров Духа Святого. Сии условия суть следующие.

Первое. Кто хочет получить из сокровищницы благих от Раздаятеля даров слово премудрости: способность выражать словом высокие предметы христианской мудрости, способность разуметь деятельным образом истины веры, и их употреблять в жизни, как должно, словом, кто хочет иметь какой бы ни было дар Святого Духа, тот должен знать наперед, способен ли он принять просимый дар? Вместит ли сосуд, в котором должно заключаться небесное сокровище? Удержат ли слабые нити немощной природы, на коих должен держаться весь вес и ценность желанного блага? Соразмерны ли силы наши с дарами благодатными? Чтобы не ошибиться в размере собственных сил и не погрешить в испрашивании таких даров, коих или не сто́ им, или кои выше сил наших, надобно познать свое сердце, его способности и силы, его существенную потребность.

Объясним примером. Послужит ли в пользу отцовское богатство глупому сыну? Он расточит его и погубит самого себя. Послужит ли к благу буйному рабу, если дадут ему свободу? Когда он под управлением господина и надзором не может сделаться кротким и послушным: то сделается ли таковым, получив вольность? Итак, воля Божия, святая и благая, да будет волею нашею. Он знает и видит, что́ нам на пользу и что́ нужно. Чрез сие мы избежим упрека, которому некогда подпали двое из Апостолов, просивших себе первых мест в Царствии Небесном. Им было сказано: не веста чесо просита (Mк. X, 38). Тоже скажет Раздаятель даров и нам, если будем просить чего по своим видам и целям, сверх сил и меры. Просите общих даров – духа веры, духа любви, необходимых для спасения каждого. Что выше сего – да будет в том воля Божия!

Второе условие. Кто хочет получить какой-либо дар благодати, тот должен сознать и восчувствовать свою немощь и безсилие. Господь, – говорит святой Иаков, – гордым противится, смиренным же дает благодать (Иак.IV, 6). Сознание и раскаяние в грехах есть, так сказать, отверзтие дверей у храмины, которая заключена самонадеянностью и кичением, а излияние слез по сокрушенному сердцу есть то же, что очищение храмины. Кто просит к себе гостя в запертые двери? И как примет его в дом, не приготовив и не очистив места, где нужно его поместить? Подобно сему, и мы можем ли просить себе даров Святого Духа, когда двери сердец замкнуты нашею нераскаянностью; и где приимем Его, если сердце нечисто?

Правда, первое сообщение благодати Святого Духа бывает без всякого условия, туне. Никто же может приити ко Мне, – говорит Иисус Христос, – аще не Отец пославый Мя привлечет его (Ин.VI, 44). Посему, сознание во грехах, плач и сокрушение сердца суть первые действия Святого Духа. Он нисходит к нам прежде, нежели помыслим о Нем: нисходит то в обличениях совести, то в неожиданных приключениях жизни, то в наставлениях и увещаниях пастырей Церкви, начальников, родителей, друзей и проч. Но в раздаянии даров последующих Господь соблюдает некую меру, то есть, Он изливает их с большим обилием там, где с большим желанием ищут их, и где приобретение оных почитается величайшим благом.

Как нельзя вливать благовонное миро в сосуд, который не свободен и не чист; так нельзя принять и даров благодати в нечистоте мыслей и желаний. Очисти душу, и свет Боговедения войдет в нее. Очисти сердце, и теплота любви Божественной разольется по нему. Благодать чиста, и мысль, которая касается оной, должна быть чиста. Благодать свята, и желание, которым она привлекается, должно быть свято. В ком ум не пленен в послушание Христово, в том нет благодати, окрыляющей мысль; в ком воля рабствует, – следует влечению буйных страстей, в том нет благодати, дающей воле свободу и силу, как в избрании добра, так и в делании; в ком дух находится в оковах плоти, в том нет благодати, возжигающей истинную ревность по Богу. Посему пусть судит каждый, действует ли в нем благодать или природа, дух или плоть, вера или разум.

Наконец, третие условие. – Это есть молитва. Просите и дастся вам, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам (Мф.VII, 7). Вот заповедь, которую предписал нам Иисус Христос. И чтобы со всею живостию изобразить нам неизменяемую готовность Божию к излиянию на нас даров Святого Духа, Он сравнивает ее с нежною попечительностию отца, с какою раздает он чадам даяния блага. Небесный Отец наш обретает радость в том, что ниспосылает нам дары Свои, и особенно те, кои способствуют духовному преуспеянию нашему, и благодеяния Свои изливает не только с отеческою любовию, но и со щедростию Вседержителя.

Молитва есть ключ ко всем сокровищам благодати. Кто не имеет сего ключа, тот никак не отворит дверей сокровищницы Божией. Всякая надежда на Бога, если не будет основываться на искренней молитве, есть надежда тщетная и даже богопротивная.

Дары столь драгоценные, как дары Божии, дары столь важные, как дары, нужные для нашего спасения, необходимо требуют, чтоб мы их просили, и просили усиленно и пламенно.

Выслушав общие условия к приобретению даров Святого Духа, поспешим, братия, употребить их в дело. Хочешь быть Храмом Божиим? Очисти ум от предрассудков и заблуждений, а сердце – от страстей. Хочешь быть богомудрым? Поучайся в Слове Божием – здесь заключается истинный свет. Хочешь быть святым и благочестивым? Проси умножения в себе веры и молись о преуспевании в любви Божией.

(Составлено по изданию: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского. Т. 2. СПб., 1857. С. 35–40.)