Мир С Богом и между людьми. Из поучения в день Рождества Христова епископа Костромского и Галичского Виссариона (Нечаева; †1905)

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк.II, 14), – cими хвалебными словами огласили воздух святые ангелы во слух Вифлеемских пастырей, в минуту Рождества Христова. Они первые явились славителями Бога Всевышняго (в вышних) по случаю этого события. Они первые узрели в рождении Христа Спасителя проявление чрезвычайной любви и милости Божией к людям. Обитая на небесах, окружая престол Господа Вседержителя, они всегда принимали живое участие в людях и зорко следили за всем, что́ происходило на земле. Им очень было жаль земнородных, находившихся под гневом Божиим после грехопадения прародителей. Уповая на милость Господа, они с терпением ожидали времени, когда Господь преложит гнев на милость. И вот исполнилось их ожидание. На земле водворился мир с Богом, на людях почило благоволение Божие. Виновником сего мира и благоволения Божия явился предвечно родившийся от Бога Отца Единосущный Сын. Нас ради человек и нашего ради спасения, Он во времени земном родился от Пресвятой Девы Марии, прияв от пречистых кровей Её человеческую плоть для того, чтобы в сей плоти пострадать за нас и умереть и сей безпримерной жертвой умилостивить прогневанного нами Господа и примирить нас с Ним.

Были и в Ветхом Завете приносимы кровавые жертвы от закалаемых животных для умилостивления Господа, но они сами по себе не имели никакой цены и были угодны Богу только потому, что прообразовали жертву Христову и воспитывали в людях веру в ее силу. Кровь животных, непричастных грехам людей, проливаема была на жертвенник в знамение жертвенной крови неповинного ни в одном грехе, Святейшаго и Всенепорочного Богочеловека. Только она одна могла быть достаточна для умилостивления Бога, ибо принесший ее в жертву не только был Существом Всеправедным и Святым, но вместе был Бог во плоти. Уже и то имело значение величайшей жертвы, что Он, Владыка неба и земли, уничижил Себя, сделавшись человеком, во всем подобным нам, кроме греха; но несравненно большее уничижение претерпел Он, когда в человеческой плоти пролил за нас Свою кровь на Кресте. Сами ангелы не знали этой тайны, когда прославляли Рождество Христа, но для них знаменательно было уже то одно, что Бог в лице рожденного Христа соединился с человеками; одного этого достаточно было для них, чтобы видеть в этом соединении свидетельство мира с Богом и благоволение Божие… Примиренные с Богом мы все сделались чадами Его, все возродились к благодатной жизни в купели крещения и вследствие сего получили право именовать Бога Отцем своим, и, как чада единого Отца, соделались братьями, а братьям свойственно жить в мире, любви и единодушии. Итак, Рождество Христово есть торжество мира не только с Богом, но и с людьми. Если же так, то как же понимать слова Христовы: не мните, яко придох воврещи мир на землю: не приидох воврещи мир, но меч. Приидох разлучити человека на отца своего, и дщерь на матерь свою, и невестку на свекровь свою. И врази человеку домашнии его (Мф. Х,34–36). Так ли понимать, что Христос есть виновник вражды и раздоров между людьми? Думать так было бы богохульством. Слова Христа должно понимать в том же смысле, какой имеют слова Симеона Богоприимца о Христе: Се, лежит сей на падение и на возстание многим во Израили и в знамение пререкаемо (Лк.II, 34). Иисус Христос, Царь мира, всем проповедал одну истину, но не на всех проповедь Его произвела одинаковое действие: одни уверовали в Него и возлюбили Его учение, другие же презрели и возненавидели Его. Таково было отношение ко Христу людей во время Его земной жизни среди иудейского народа. То же явление произошло среди людей при распространении христианской веры в последующие времена: одни покорились Евангельскому учению и сделались христианами, другие отнеслись к нему с враждою. Эта вражда проникла и в семейства: одни из членов семейства приняли веру во Христа, других, закосневших в языческих суевериях, учение Евангельское только озлобило до того, что отец восстал на сына, сын на отца. Случалось, что многие язычники и сами мучили своих детей, принявших христианскую веру, и выдавали их на муки языческим властям. И сбылось слово Христово: и врази человеку домашнии его. Вина вражды падает не на Христа, а на людей, непокорных слову истины. Что же касается для истинно верующих в Иисуса Христа, то они сохраняли мир и в отношении к враждующим. Каждый из них мог сказать: с ненавидящими мира бех мирен (Пс. CIX, 6). Гонимые христиане не только не враждовали против гонителей, не воздавали им злом за зло, но старались победить их кротостию, терпением, самоотвержением в перенесении обид, молились за них и благотворили им. Гонимые христиане были самыми лучшими подданными земных царей, лучшими сынами земного отечества, охотно несли воинскую службу, мужественно сражались с врагами отечества; когда приходилось им страдать за свою веру, они не сопротивлялись мучителям, безропотно отдавали себя на муки и смерть, поистине с ненавидящими мира были мирны. Для своей защиты они не прибегали к насилию, хотя на стороне их была великая сила. Еще во втором столетии христиан так было много в Римской империи, что, по слову одного из учителей церкви, они, если бы захотели, могли соединенными силами восстать против гонителей и достигнуть безопасности от них; но они почитали грехом заводить междоусобную войну, чтобы не подать врагам повода обвинять их в склонности к мятежам, к нарушению верноподданнического долга. Поистине с ненавидящими мира они были мирны.

Причиною ненависти к христианам была, конечно, ненависть к самой вере их, но независимо от этой ненависти есть другия причины враждебных отношений между людьми вообще. Откуда у вас вражды и распри? – вопрошает апостол Иаков. – Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших (Иак.IV,1)? Человек недоволен своим состоянием, завидует другим при виде их благосостояния. Он старается повредить им не всегда с той целью, чтобы поживиться на их счет, а с желанием сделать зло им и порадоваться их несчастью, унижению и разорению. Желание поистине сатанинское. Вообще вражда к ближним есть плод внутренних нечистых вожделений и страстей, волнуюших нашу душу. Мы возмущаемся против ближних потому, что внутри нас происходит мятеж. Нет мира в костех моих от лица грех моих (Пс. XXXVII,4); потому и мир с ближними нарушаем. То же самое служит причиной вражды к ближним не только в частных сношениях с ними, но и в международных. Враждебные столкновения между народами происходят большей частью от зависти одного народа к другому, от желания преобладать и возвышать своё могущество над другим народом. И кому неизвестны пагубные последствия войны? В истории человечества было много войн; но особенно кровопролитными и опустошительными войнами ознаменовано начало XX столетия. Единственной причиной их была страсть к завоеваниям. Дай Бог, чтобы скорее наступило время всеобщего торжества принесенного Христом на землю мира, так чтобы все народы едиными усты и единым сердцем могли повторять ангельскую песнь: «Слава в вышних Богу и на земли мир» (Лк. II, 14) не только с Богом, но и между людьми. (Составлено по изданию: Епископ Виссарион (Нечаев). Костромские поучения за 1900 год.

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nechaev/kostromskie-pouchenija/4