«О воле Божией и воле человеческой». (По изданию: Н.Е.Пестов. Со­временная практика православного благоче­стия)

Недостаточность разума и воли челове­ческой, при ее стремлении к добру может быть восполнена содейством благодати Божией, проявляющейся как следствие по­каяния и молитв к Богу. Как говорит препо­добный Максим Исповедник: «Человек име­ет два крыла: свободу и благодать. Добро­детели влагает в нас Бог; Он вкладывает их в человеческое сердце, а человеку принад­лежит труд и пот». История Церкви Хри­стовой и опыт душ христианских свидетель­ствуют о силе и действенности благодати Божией. Слабы часто разум и воля человека, не по силам ему бороться с грехом. Но через начало покаяния, выполнение заповедей и молитву его воля укрепляется благодатию, и тогда он побеждает грех. То же действие производит и молитва за него ближних.

К человеку, понуждающего себя на тес­ном пути, с первых же минут приходит на помощь благодать. Ее нельзя домогаться, но ради нее надо трудиться. Исполнение запо­ведей есть начало, это то движение, которое делает неумеющий плавать, бросаясь в глубокую воду. Благодать тут же поднима­ет из водной бездны мужественную душу, и начальная глубина страха и холода ста­новится затем покоем, теплом и свободой.

Итак, благодать Божия всегда готова поддержать и помочь. Но Бог ждет, чтобы человек проявил подвиг веры и сам смело вступил на трудный путь покаяния и под­вига… В дальнейшем пути благодать будет уже постоянно поддерживать христиани­на и укреплять его на «тесном» и «узком» пути ко спасению.

По существу, без промыслительной по­мощи Божией человек вообще не может сделать ничего доброго. Человек всегда и во всем нуждается в помощи Божией: в укре­плении и своей веры, и своей воли к добру.

…Для всех, кто ищет дара веры и свое­го спасения, наиболее доступный путь при­влечения благодати – путь глубокого пока­яния, полноты смирения и посильного под­вига. При наличии этого благодать Божия всегда снизойдет на искренне кающихся.

Свидетельством этого является слу­чай из практики одного благочестивого пастыря. К нему на исповедь пришел мо­лодой человек, по своему виду и поведе­нию получивший отличное воспитание и образование. Незнакомец заявил пасты­рю, что он пришел не исповедоваться, а побеседовать по вопросам религии.

Священник ответил, что он не берется философствовать на высокие темы, но с радостью примет покаяние пришедшего. Молодой человек заявил тогда, что он не может каяться, так как он не имеет веры и не понимает необходимости в исповеди.

«Бедный вы, бедный, – сказал тогда пастырь. – Как мне вас жаль! Маленькие дети счастливее вас и знают более чем вы. Я вот совсем мало образован, но вы в сво­ей темноте еще темнее меня. Если же вы хотите просветить свою душу верой, то я вам укажу путь, как ее получить… Подой­дите ко мне и расскажите свою жизнь, рас­скажите все без утаивания, в чем обличает вас совесть и все свои поступки против истины, правды и любви».

Чувствуя во взоре священника любовь и участие к себе, душа молодого человека как бы невольно покорилась, и он подошел к пастырю, перекрестился, чего никогда не делал раньше, и, ничего не утаивая, смирен­но раскрыл раны своей души. По мере его рассказа душа его размягчалась, появилось умиление, давно им не переживаемое, и он кончил свою исповедь со слезами на глазах, на коленях перед крестом и Евангелием.

Когда была прочитана разрешительная молитва, то с коленей встал уже другой человек, познавший всю силу таинства покаяния и ощутивший всем существом Божие присутствие и милосердие, более не сомневающийся в существовании Бога. И приходящего ко Мне не изгоню вон, – сказал Господь (Ин. VI, 37).

Некоторых христиан смущает вопрос: как согласовать свободу человеческой воли с воздействием на нее Божией бла­годати и каково соотношение этих двух сил в практике жизни христианской. По­добный вопрос был задан преподобному Иоанну – сподвижнику преподобного Варсонофия Великого. Старца спросили: «Бог сотворил человека свободным и Сам же говорит: ибо без Меня не можете де­лать ничего (Ин. XV, 5) – как согласовать свободу с тем, что без Бога ничего нельзя сделать?» Старец ответил: «Бог сотворил человека свободным, чтобы он мог скло­няться к благому: склоняясь же к нему произволением своим, он не в состоянии бывает совершить благое без помощи Бо­жией, так как это написано: Итак помило­вание зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего (Рим. IX, 16).

(Составлено по изданию: Н.Е.Пестов. Со­временная практика православного благоче­стия. Т. 1. СПб., 2001. С. 182–187.)