«Помышления исправи…»

Афон«Избави нас от лукавого»

Только с Божией помощью может человек победить трёх своих больших и древних врагов – мир, плоть и диавола. Мир, плоть и диавол побуждают нас помогать другим, а себя оставлять без помощи. Если мы не поможем сами себе, то не сможем помочь и своему брату. Если мы не имеем в себе покоя, мира, свободы, то что мы можем дать? Как необходима нам помощь Бога, чтобы избавиться от мощных и крепких демонских ловушек!

Внезапная, подобная морю свирепость только что спокойных наших братьев достойна недоумения, но происходит от демонского воздействия и человеческой невнимательности. Как в течение одного мгновения человек может так перемениться? Почему мы так легко открываемся действию зла? Потому что не имеем средств к сопротивлению, ≪крепостей с оснащением и продовольствием≫, молитвы по чёткам, не смиряемся и не вспоминаем жития святых.

Демон бросает пепел, наши глаза затуманиваются, и мы тотчас забываем обо всём. С лёгкостью мы возлагаем всю ответственность на демона. Мы не видим язв своих страстей, приводимых в движение демонами исподтишка и незаметно. Язв, которые остаются глубокими и неисцелёнными – ибо врач приходит, когда его  приглашают, – и которые мы считаем или хотим видеть неизлечимыми и непреодолимыми.

Мы ищем себе для оправдания ответы в святоотеческих текстах тогда и столько, когда и сколько это нам выгодно. Мы не решаемся разместить крупные суммы личной ответственности на счету праздности, к которому мы постоянно приписаны. Почему мы никогда не говорим о своих любимых немощах, о своей доброхотной сговорчивости, о своей дерзновенной нерешительности, о болезненных страхах сомнений? Удовлетворение приносит упрощённое объяснение, что во всём виноват демон. Словно он виноват в оскудении наших сил и сокращении наших возможностей. Вековой опыт, тексты житий, к сожалению, не учат нас.

«Помышления исправи…»

Прежде всего ты должен этого захотеть. Затем, ты не должен любить праздность, отлагательства и пустые разговоры. Поэтому здесь опять уместно говорить о мече, о дерзновении, о готовности. Тогда придет Бог, когда Он увидит, что ты действительно хочешь. Ему не нравится быть надсмотрщиком. Ржавчина должна сойти. Помыслы – не коты, которые сидят на солнце или беззаботно спят.

Да, помыслы, с Божией помощью, надо исправлять. Но не поверхностно, а последовательно и основательно. Нельзя постоянно быть несерьёзным, разыгрывать спектакль, в котором смотришь сам на себя с печально преувеличенным снисхождением. Прочь от кошмаров компромисса, помыслы должны пройти крещение покаянием и облачиться в хитон радости и веселия, в светлые одежды примирения с добром, с благим произволением, рассуждением, с убеждениями, с сердцем. Непамятозлобие и чистота есть и орудие, и результат.

Так ты не имеешь пожеланий, прав, требований, долга и обязанностей, ты любишь и свободен. Силы души уже усердно возделаны. Теперь ты отдыхаешь, безмолвствуешь и благодаришь Бога за свои труды, имея, впрочем, свои глаза открытыми, ибо обстоятельства легко могут измениться.

Трусость не к лицу христианам. Святые желают видеть нас в постоянной борьбе, непрерывном духовном труде. С секатором, с мотыгой, с лекарствами – как мы следим за своим садом, радуясь хорошей весенней погоде. Ценой принесения в жертву помыслов приходит чудо новой жизни, в свободе и добродетели.

Не будем затевать бесед с помыслами, не будем к ним свататься, не дадим им угнездиться, устроиться на насесте и высиживать потомство. Как только они будут замечены, они должны лететь в корзину для мусора. Исповедь рушит их замыслы и освобождает нас.

Свобода пребывает там, где есть Дух Господень. Свободу нам даровал Христос, как говорит апостол Павел, поэтому не будем снова себя порабощать. Свобода пришла в результате освободительного подвига Спасителя. Но христианская свобода, чтобы освободить тебя, сначала связывает. Эти узы есть самоограничение, ведь свобода – это не произвол. Истинно свободны те, кто умеет смиряться и любить, то есть приносить себя в жертву. Обособление приводит к недостаточности, а любовь – к полноте.

(Монах Моисей Агиорит. Афонское повечерие. М., 2007. С. 53–54, 61–64.)