Поучение на Сретение Господне. Из духовного наследия протоиерея Василия Бандакова (†1890)

Не завидуй праведным Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице, что они удостоились встретить Господа во храме и даже принять Его на руки. Не говори: это были избран­ники Божии, особенные люди – див­ными путями призванные к спасению. Но разве не все мы призваны Богом к святости? Не все ли назначены для вечного блаженства? Не все ли мы приняли святое крещение? Не все ли мы запечатлены Духом Святым? Не все ли мы освящены Таинствами? Не все ли мы принимали Христа – и уже не наружно, но внутрь себя – в таинстве Причащения? Но всё это мы забыва­ем; поелику дела свои – попечения о житейском имеем первою и главною заботою; a вечное спасение считаем делом неважным. Стараемся всячески себе угождать и своей плоти, а не Богу, людям, а не Творцу своему. Оттого и дарования Божии и вечное наше спа­сение – далече отстоят от нас.

Чего ты ещё хочешь, христианин, чего не сделал бы Бог для тебя? Бог не пристрастен к одним, и не враг для других. И если Бог Иакова возлюбил, а Исава возненавидел; то потому толь­ко, что дела сего последнего были злы, и Он предвидел наперёд, что из него не выйдет ничего доброго и Богоугод­ного. Чистота сердца и добрые дела делают нас приятными пред Богом.

Все это зависит от нашего произво­ления. Неужели Господь наш дал нам другие заповеди и предложил другие подвиги, нежели всем святым? Не то же ли тело они имели, не такую ли же душу? Но кто же причиною тому [является], что мы плоти работаем и служим, а не душе? Что мы царства земного ищем, а не Небесного, тогда, когда сказано Господом: «ищите пре­жде Царствия Небесного, Царствия Божия, а все прочее – пища, одежда и жилище – даётся вам без вашего прошения» (Мф. VI, 33)! Разве Бог не знает, в чем мы нуждаемся? Разве не Он питает тварь всей вселенной? Кто же, спрашиваю, причиною тому [является], что мы всеми силами души любим не Бога, но мiр, служим не Богу, но страстям своим, исполняем не заповеди Божии, a следуем обыча­ям людей грешных, работаем не Богу, но диаволу? Тебя зовут в церковь, а ты спешишь на торжище; тебя зовут Богу молиться; а ты спешишь на рабо­ту; тебе проповедуют о покаянии, а ты ищешь [греховного] веселия; тебе предлагают святой пост, а ты выдумы­ваешь себе такие прихоти в роскоши, которые не могут насытить все замор­ские выдумки.

Да, путь ко спасению один и общий для всех, только надобно держаться этого пути: Бога любить, а не себя; Богу угождать, а не себе и мiру. Не мы ли сами воздвигли эти горы грехов на пути к вечному спасению? Не мы ли сами ископали эти пропасти: эти питейные и развратные дома, эти клубы?.. Не мы ли принимаем от иностранцев эти мод­ные [безстыжие] наряды? Не мы ли из-за моря получаем эти разнообраз­ные [развлечения], сласти и напитки от тех народов, которые истребляют друг друга… пьют кровь друг друга, – они наши учителя?!

А Твое святое Евангелие, Христе Боже, – христиане не хотят читать, понимать, и исполнять; к гласу Церк­ви Твоей не хотят прислушаться, веч­ного спасения не ищут. Боже, как Ты встретишь нас, как Ты посмотришь на нас по ту сторону гроба? Нет, Ты и смотреть на нас не захочешь; а ска­жешь только: не вем вас, не знаю вас, отыдите от Меня – делающие безза­коние (Мф. VII, 23).

Господи, вразуми нас, устраши нас [памятью] смерти, ужасами адских мучений, дабы все мы покаялись и встретили смерть с радостью, подобно праведному Симеону. Аминь.

(Протоиерей Василий Бандаков. Простые и краткие поучения. Изд. 5-е, испр., в 11 то­мах. Таганрог. Том 11. 1885. С. 29–31; Том 2. 1880. С. 81.)