Поучение в день иконы Божией Матери «Знамение». Из «Сборника поучений на местные праздники Соловецкого ставропигиального первоклассного монастыря». (Издание Соловецкого монастыря, 1912 г.)

Поучение (3-е) в день Знамения иконы Божией Матери

Всякий из вас, братие, легко отличает икону Знамения Божией Матери от прочих икон Богородичных, на которых Богоматерь изображается с Предвечным Младенцем, держимым Ею руками своими, правою или левою; на иконе же Знамения обе руки Богоматери воздеты вверх и Богомладенец сидит на лоне Ея без поддержки. Название Знамения такая икона получила y нас в России в конце XII века. В первый раз дано было это название в Новгороде, по случаю бывшего чуда от этой иконы, избавления Новгорода от нашествия многочисленной рати многих союзных князей русских, хотевших покорить своей власти область Новгородскую.

Сам собою рождается вопрос: как же называлась такая икона до этого события Новгородского, или до конца XII в.? В древние времена, особенно на востоке, в таком виде изображаемо было Рождество Христово. Богоматерь с распростертыми руками как бы приносит и посвящает Господу Вседержителю благословенный плод пренепорочного чрева своего и молит Создателя, да приимет Он плод сей, изображенный на лоне Ея, как жертву за спасение всего мира. Такую мысль древние христиане соединяли с этим изображением Пречистой девы Богоматери и Предвечного Младенца Ея. Таким образом в глубокой древности эта икона служила символическим изображением Рождества Христова.

С течением времени живописное искусство развилось, появилась картинная живопись, такая, которая представляет не отдельные лица или фигуры, a все какое-нибудь историческое событие в образах и лицах. Таким картинным изображением заменилось древнейшее символическое изображение Рождества Христова. Теперь мы видим на наших иконах весь евангельский рассказ о Рождестве Христовом со всеми подробностями, даже такими, о которых не упомянуто в Евангелии, которые известны лишь по преданию.

Среди множества чудотворных икон Знамения Божией Матери, прославленных в православном отечестве нашем, в последнее 50-летие приобрела большую известность Царскосельская икона Знамения; a потому я в честь настоящего праздника намерен предложить вашему вниманию сказание об этой чудотворной иконе.

Икона сия находится в Царском Селе, в малой придворной церкви, и замечательна, как памятник древнего иконописного искусства и как источник многих благодатных чудес и исцелений. Святыня сия сделалась известною в России со времен царя Алексия Михайловича: она принесена была в дар ему одним из восточных патриархов, по всей вероятности, Константинопольским патриархом Св. Афанасием. С того времени св. икона сия стала особенно почитаемою в Царствующем роде. Император Петр I питал к ней особенное благоговение и, перенося столицу из Москвы в Санкт-Петербург, перенес туда и эту икону. По кончине его она перешла в собственность его дочери цесаревны Елисаветы Петровны. Цесаревна с глубокою верою чтила ее и всегда молилась ей. Во время одной такой молитвы она призвана была на всероссийский престол и 27 ноября, в праздник иконы Знамения, вся Россия торжествовала вступление Елисаветы Петровны на родительский престол. Императрица Елисавета воцарение свое приписывала чудотворной силе иконы Знамения.

По повелению Императрицы в Царском селе была построена каменная церковь в честь иконы Знамения Божией  Матери и туда из Петербурга была перенесена торжественно св. икона крестным ходом. Елисавета Петровна часто посещала Знаменскую церковь. Императрица Екатерина II также глубоко чтила эту святую икону.

При императорах Александре І и Александре II царский дворец был спасен этой иконою от пожаров. Во время холеры 1831 и 1848 г. Царское Село дважды было спасено от угрожавшего бедствия молебствием пред иконою Знамения и это двукратное избавление приписывалось чудотворной силе св. иконы Знамения.

Замечательно чудо избавления от потопления одного флотского офицера, сына одной Смоленской помещицы, которая молилась пред Царскосельскою иконою Знамения о спасении своего сына. Этому офицеру по службе следовало отправиться в Черное море. Пред отправлением сына мать его, проживавшая в Петербурге, нарочно приезжала в Царское Село, чтобы отслужить о его здравии и благополучии молебен пред иконою Знамения Божией Матери. По окончании молебна она, став на колена пред иконою, воскликнула в слезах: „Царица Небесная! Тебе поручаю сына моего и на Тебя вся моя надежда!» Во время плавания корабль, на котором находился этот офицер, был застигнут страшною бурею и подвергся крушению, так что весь экипаж его был поглощен волнами. В числе погибших и сын названной госпожи был выброшен за борт. Сознавая неизбежную гибель, он под водою вдруг вспомнил о св. Царскосельской иконе и из глубины души воззвал: „Царица Небесная! Мать моя просила Тебя обо мне, спаси меня для нее». Вдруг волна морская так сильно ударила его, что он лишился чувств; когда же пришел в сознание, то увидел себя на берегу морском и благоговейно возблагодарил Милосердую Владычицу за чудесное спасение. Мать и сын с верою призывали на помощь милосердие Матери Божией и не посрамилась их надежда.

Итак, братие, Пресвятая Богородица Своею иконою Знамения спасает наши грады, как древний Новгород, и всякие места обитания нашего, например, нашу Соловецкую обитель, от нападений внешних врагов. И не только помогает нам в общественных бедствиях, но благодетельствует и в жизни частной, как вы слышали сейчас в рассказе об избавлении от неминуемой смерти утонувшего человека. Много совершается и доныне знамений чудотворной силы от этой благодатной святыни, которых исчислить невозможно. Так, лет десять тому назад, Курская икона Знамения сохранилась целою и невредимою в ужасном пожарище, произведенном злодейскою рукою для истребления этой святыни города Курска, о чем было тогда известно по всей России. Потому в тропаре который поется ныне празднуемой иконе, Пресвятая Богородица именуется необоримою стеною и источником чудес.

«Яко необоримую стену и источник чудес, стяжавше Тя раби твои Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем: темже молим Тя, мир обители Твоей даруй и душам нашим велию милость». Аминь.

Сборник поучений на местные праздники Соловецкого ставропигиального первоклассного монастыря. Издание Соловецкого монастыря. Сергиев Посад, 1912 г.С.184-187. 

(Источник PDF-версии: https://azbyka.ru )