Похвала преподобным Зосиме, Савватию и Герману, Соловецким Чудотворцам

SolMosVest_2016_08Наше слово – о единстве. О единстве земли и Неба: Церкви земной и Церкви Небесной. Там, на Небе, все святые, в добродетельных подвигах просиявшие, предстоя у Престола Единосущный Троицы, единеми усты и единем сердцем славят и воспевают пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа… Здесь, на земле, мы, обремененнии грехми многими, по Божию милосердию и по молитвам святых укрываемся от “потопа” мирской суеты в  спасительном “ковчеге” – храмах Божиих. Но, увы, нет на земле мира и единодушия…

Девять столетий назад в далеком Константинополе происходили споры о том, кому из трех великих иерархов – Василию Великому, Григорию Богослову или Иоанну Златоустому – следует отдавать предпочтение. И вот в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и сказали: “Мы как во время жизни старались о единодушии, так и по преставлении своем всего более желаем единомыслия”.  И споры прекратились.

Еще в прошлом столетии на Соловках в разных монастырских храмах почивали святые мощи первоначальников обители – преподобных Зосимы, Савватия и Германа. И так уж получилось, что почтенные от Бога равными почестями в Небесных селениях угодники эти здесь, на земле, обрели неравное почитание. Преподобным Зосиме и Савватию был написан акафист, храмы украшались их иконописными образами, на иконах они изображались вместе, хотя при жизни друг друга не знали. Каждого из них в свое время привел на Соловки рачитель пустыннолюбного жития преподобный Герман, понесший с ними нелегкий крест иноческих подвигов. Более того, преподобному Герману суждено было последнему из трех Соловецких первоначальников преставиться ко Господу, и в последние годы своего земного поприща он всячески заботился о прославлении своих сомолитвенников и сопостников, преподобных Зосимы и Савватия. А сам по смирению своему избегал какой-либо похвалы. Всяк смиряяй себя вознесется, – неложно глаголет Господь.  Так же как и в примере о трех святителях, Богу угодно было явить истинную славу всех трех Соловецких подвижников.

В 20-х годах нашего столетия, после закрытия монастыря, святые мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа были вывезены с острова на материк и уже вместе кочевали по “темницам” спецхранов.  В трудное для поруганной обители время ее первоначальники видимым образом –своими святыми мощами, которые до этого почивали в разных храмах, – объединились. То, чему не суждено было случиться в мирное время, произошло в годину тяжелых испытаний для веры и Отечества. Через семь десятилетий, в августе 1992 года, преподобные Зосима, Савватий и Герман своими святыми мощами вернулись во вновь открывшуюся Соловецкую обитель, где и почивают под единой сенью. Никогда не разлучаясь друг от друга в Небесном Царствии, они и в земных удолиях явили нам видимый пример своего единства в предстательстве за нас ко Господу. И случилось это в пору, когда мир так страдает от разделения и вражды. Воистину святые вразумляют нас.

О сем благодаряще Всемилостиваго Бога, кую похвалу принесем вам, преподобнии? Не досязает ум наш, греховными помыслами обремененный, постичь ваши добродетели. От полноты сердца уста глаголют. Что могут глаголати уста от сердца, многими страстьми уязвленного? Вы, преподобнии, во отоце пусте обитель нам основали во спасение наше. Души же наши – пустыни, в коих не приживается никая добродетель. Шествуя стезями спасительных подвигов, вы, преподобнии, процвели, яко крини, во удолиях земных.  Мы же за грехи наши пред Господем не обрящем ли смоковничное осуждение?

Вы, преподобнии, в земной жизни, подобно евангельскому Лазарю, пребывали “во гноищи” истинного смирения и непревозношения и ныне веселитеся на лоне Авраамлем. Мы же, иждивающие богатство духовное в греховных пороках и в гордыне века сего, не окажемся ли в реце огненной? Между вашей святостью и нашим недостоинством пропасть велия есть. Что же принесем мы вам, преподобнии? Только две вдовичьи лепты: любовь и упование. Упование на вашу молитвенную помощь и предстательство, ибо и вы вслед за Спасителем можете сказать: Грядущих к нам не изженем вон, чему научают нас и многие ваши чудотворения, страждущим явленные. Покрыйте нас своею любовию и долготерпите на нас, презираянам всякое согрешение, вольное же и невольное.  Путеводствуйте нас, грехами ослепленных, через просвещение покаянием к Небесным обителям, где и мы вместе с вами воспрославим Триединаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

(Соловецкий православный церковный календарь за 1997 год. М., С. 136.)