Признаки плотского и духовного человека. Размышления святителя Тихона Задонского

Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут (Рим.VIII, 5–8).

Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим. VIII, 9).

Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете (Рим.VIII, 12–13).

Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии (Рим.VIII, 14).

Попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим. XIII, 14).

Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы (Гал. V, 16–17).

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал.V, 22–23).

Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. VI, 8).

В человеке, христианскую веру воспринявшем, два закона обретаются: закон плоти и закон духа, или закон телесный и закон ума, как изобразил святой апостол Павел, говоря: в членах моих (телесных) вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего (Рим. VII, 23). Или, как тот же апостол говорит, противопоставляются в человеке плоть и дух: плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся (Гал. V, 17).

Плотской человек весь ум свой и замыслы имеет только к приобретению временного, а духовный всегда стремится к вечному. Плотской человек звание свое проходит для одного своего временного прибытка, а духовный трудится во славу Божию и для пользы ближнего.

Плотской человек, если что достойное похвалы сделает, в этом веке ищет награждения; а духовный от Бога ожидает за добродетель в будущем веке воздаяния.

Плотской человек, хотя и делает похвальное, но делает это ради тщеславия и приобретения суетной славы, а духовный все намерение простирает во славу Божию и в надежду жизни вечной.

Плотской человек перед всеми гордится, возносится, ему никто не равен, выше всех себя ставит, всех презирает, а духовный – пред Богом и людьми смиряется.

Плотской человек не терпит в презрении быть, а духовный с охотой это принимает.

Плотской человек хулящего хулит, укоряющего укоряет, злословящего злословит, ненавидящего ненавидит, а духовный, когда хулят его, утешается, когда гонят, терпит, клянущего благословляет, добро творит ненавидящему.

Плотской человек не любит и ближнего, а духовный и от врагов своих любви своей не отъемлет.

Плотской человек злопамятен, и за малую обиду ищет отмщения, а духовный и за отнимающих жизнь у него молится: Господи! не вмени им греха сего (Деян. VII, 60).

Плотской человек коварно, лестно, хитро со всяким поступает; а духовный со всеми простосердечным является.

Плотской человек чужое грабит и похищает, крадет; а духовный и от своего уделяет требующим.

Плотской человек непримирим, а духовный и с ненавидящими мира бывает мирен (Пс . CXIX, 6).

Плотской человек склонностям и вожделениям нечистым следует, а духовный – чистоте и целомудрию прилежит.

Плотской человек разум свой употребляет всегда или для своей корысти, или на разорение ближнего, а духовный все свое старание полагает на созидание братии своей. И потому плотской человек для общества вреден, а духовный полезен.

Плотской человек всякий грех за ничто ставит, а духовный от всякого и малейшего греха бежит, как от лица змеиного.

Плотской человек надежду свою возлагает на честь, на богатство, на силу свою, на своих покровителей, а духовный упование свое возлагает на помощь Вышнего и милостивый Промысл Творца своего.

Плотской человек больше всего опасается лишиться чести, богатства, изгнанным быть, а духовный на все это с охотой, или великодушием, готовым себя показывает.

Плотской человек не хочет с этим светом расстаться, а духовный с радостью желает разрешиться от телесных уз.

Плотскому человеку смерть страшна: cмерть грешников люта, – говорит Псаломник (Пс.XXXIII, 22), а духовному – мирна.

Плотской, умирая временно, умирает и вечно: «Помышления плотские суть смерть», – говорит апостол. А духовный чрез эту смерть к вечной приходит жизни, ибо помышления духовные – жизнь и мир (Рим. VIII, 6), – говорит тот же апостол.

Пособие в подвиге против закона плотского или против плоти.

Первое. Божия благодать, без которой не можем добра творить. Без Меня не можете делать ничего (Ин. XV, 5), – Христос к апостолам говорит. Благодать Божия усердной, частой и смиренной молитвой испрашивается. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, – говорит Христос (Мф. VII, 7).

Второе. Стараться прилежно против природной злобы стоять и понуждать себя к добру, ибо употребляющие усилие восхищают царствие небесное, – говорит Христос (Мф. XI, 12).

Третье. Доброе в младых летах воспитание иметь. Ибо от воспитания вся жизнь зависит.

Четвертое. Помышлять, что за преступление закона Божия и временная посылается от Бога казнь.

Пятое. Помышлять и твердо знать, что желающему и старающемуся ничто не неудобно, ибо Бог всемогущий помогает желающим и старающимся.

Шестое. Или подвизаться против греха и со Христом здесь и в будущем веке иметь участие в царствии Его, или покоряться греху и с дьяволом осужденным быть на веки бесконечные: одно из двух следует непременно.