«Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле». Из духовного наследия святителя Амфилохия Иконийского

Когда Симеон сказал Деве во всеус­лышание о Господе, что Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий (Лк. II, 34–35), то, естественно, Мать Госпо­да смутилась от сказанного Симеоном и сказала ему: «О человек, ты не понима­ешь, что говоришь. Почему ты так печаль­но возвещаешь о Христе? Тебе не ведомо зачатие Младенца, и ты возвещаешь о Нем некое пререкание, как об обычном ребен­ке. В Нем нет никакого падения, но вели­кая высота и снисхождение к тем, кому Он благодетельствует. Что же ты не благословляешь Его, говоря: “Се, лежит Сей не на падение, но на восстание многих в Из­раиле”, и что значит “в предмет пререканий”?» Но Симеон ответил Деве: «Доволь­но Тебе, о Дева, что Ты называешься Матерью. Достаточно для Тебя, что Ты пита­ешь Питающего мир. Величие для Тебя то, что Ты во чреве носила Того, Кто носит все. Обитавший в Тебе Христос и теперь во мне Сам повелевает произнести о Нем то, что «Он лежит на падение и на восстание многих в Израиле: на падение не­ верующих иудеев и на восстание верую­щих народов».

Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, назвав предметом пре­реканий Крест. Потому что на самом Кресте многие из неверующих прекос­ловили Господу, высмеивая Его словами и делами, ударяя тростью, давая испить уксус, поднося к устам желчь, возлагая терновый венец, пронзая копьем ребра, ударяя руками по щекам, выкрикивая постыдные слова: Других спасал, а Себя Самого не может спасти (Мф. XXVII, 42). Итак, разъясняя это, он сказал: и в предмет пререканий. Многие прекословили Ему, когда Петр отрекся и все апостолы, как овцы, не имеющие пастыря, рассеялись. Из-за Кре­ста даже сердце Самой Девы исполнилось печа­ли, поэтому и говорила она: «Почему Я прежде не умерла? Почему Я за­ стала этот день? Пребы­ваю Девой, а больше, чем у матерей, терзается утроба моя». Эти безчисленные помышления Девы Си­меон назвал оружием, потому что они пронзили Ее до глубины, потому что вносят соблазны, как Господь сказал: Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь (Мф. XXVI, 31). Оттого Симеон и добавля­ет, говоря: и Тебе Самой пройдет оружие душу , да откроются помышления многих сердец (Лк. II, 35). Видишь, как безчисленные помышления названы оружием, потому что они пронзают до глубины, потому что Крест – «предмет пререкания» они доходят до сердца и поражают до мозга костей? Вот каки­ми помыслами была охвачена Дева, не ведая еще силы Воскресения и не зная, что Воскресение близко. Поэтому после Воскресения нет уже обоюдоострого меча, но радость и веселье. Итак, пред­метом прекословия Симеон называет крестные страдания, во время которых оружие помыслов прошло в душу Девы.

Но все-таки возможно, что кто-нибудь скажет: «Откуда у нас доказа­тельство?» Из самих поучений Господа. Слушай, что Он говорит: Род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка (Лк. XI, 29). Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. XII, 40). Видишь, что крестные страдания называются знамением, и не только в Новом Заве­те, но и Ветхом? Потому что Ветхий Завет совер­шенно согласен с Новым. Поскольку Один и Тот же Бог является Законода­телем того и Виновником этого. И кто свидетель этого? Сам Господь. Слушай, что Он гово­рит через пророка Иезекииля Ангелам-жнецам, когда Он указывает на всеоб­щую кончину: изсецыте и не пощадите очима вашима и не помилуйте; старца и юношу и деву, и младенцы и жены избийте в потребление, а ко всем, на нихже есть знамение, не прикасайтеся (Иез. IX, 5–6). Вот оно, знамение Ветхого и Ново­го Заветов: это – Крест, спасающий мир, посредством Иисуса Христа, Господа на­шего, Ему слава и сила во веки веков. Аминь.

Источник: «Святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Том второй. Аскетические творения. Приложение: Святитель Амфилохий, Епископ Иконийский. Творения». М., 2009. С. 1011–1012.