Слово архимандрита Тита (Бородина) в Четверг первой седмицы Великого поста 22.02.2018

О ПОКАЯНИИ

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Слава и благодарение Господу Богу, Который вновь даровал нам святой и спасительный Великий пост. Святые отцы называют пост духовной весной, ибо как весной деревья после зимнего сна пробуждаются и расцветают, так и души человеческие, особенно Великим постом, пробуждаются от греховного сна и покаянием возрождаются. Но как плодоносие деревьев зависит от труда человека, так и духовное плодоносие зависит от правильного духовного труда над собой.

Во время поста мы часто слышим слово «покаяние». Слово о покаянии предварило Евангельскую проповедь, когда святой Предтеча Господень Иоанн начал её словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. III, 2). Спаситель наш Господь Иисус Христос в начале Своей спасительной проповеди обратился к людям со словами: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. I, 14).  Что же является покаянием?

Чаще всего люди под этим словом понимают исповедь. Исповедь – величайший дар Божий человечеству, ее нужно любить и как можно чаще к ней прибегать. Но исповедь – это начало покаяния, которое после неё не оканчивается. Покаяние – греческое слово «μετάνοια» означает изменение ума. Образ мышления, как принцип духовного рассуждения (то, что люди часто ошибочно называют логикой), основан на системе духовных ценностей, которая создается по критериям – мерилам определения добра и зла, главного и второстепенного, полезного и неполезного, необходимого и не имеющего необходимость. Критерии, в свою очередь, определяются мировоззрением и мировосприятием человека, которые основаны на его вероисповедании.

Так как покаяние – это изменение ума, то нам надлежит переосмыслить все по-христиански и очистить себя от всякой примеси, которую мы усвоили, восприняв что-либо чуждое христианству из современного мира, который во зле лежит (1 Ин. V, 19) и, в целом, живет по-язычески.

Подлинные критерии – мерила определения всего окружающего находятся во святой Православной Церкви. Посредством их мы рассматриваем и определяем: что полезно и спасительно для души и необходимо для тела, и что не спасительно, вредно, и даже губительно для души, и не имеет необходимости для нашего телесного устроения или же не своевременно.

Имея правильный христианский образ мышления, христианин научится различать помыслы, принимая благие от Бога и отвергая злые, привносимые сопротивником Божиим, научится духовному рассуждению, что исключительно важно для правильной духовной жизни.

Почему это важно и необходимо? Потому что принятые помыслы определяют наши дальнейшие действия и поступки. Затем, если человек принимает ложные помыслы, руководствуется ими и живет по страстям, то у него возникают греховные навыки, которые определяют и составляют образ жизни.

Когда к Предтече Господню Иоанну приходили люди и вопрошали его, что им делать, то он призывал их изменить образ жизни. Но так как изменение образа жизни зависит от помыслов и побуждений, рассмотрим, каковы они должны быть.

Спаситель, говоря людям о заповеди «Не убий» (Мф. V, 21-22) , учил не иметь неприязни и ненависти к ближнему, а приводя заповедь, определяющую целомудрие (Мф. V, 27-28), учил сохранять в чистоте помыслы и чувства. Внешний телесный подвиг должен совершаться при правильном духовном труде над собой. Во время пения ирмосов Великого покаянного канона мы слышим слова: «Утверди, Господи, на камени заповедей Твоих подвигшееся сердце мое», и еще: «На камени заповедей Твоих утверди мое помышление». Исправление образа мышления и, в целом, образа жизни должно быть основано на следовании Евангельским заповедям. Из них должны исходить все наши побуждения к словам и действиям. Только тогда будет происходить доброе изменение и исправление образа жизни. В противном случае, даже если человек перестанет совершать грех телесно, причины совершаемых грехов – страсти останутся в нем и будут продолжать действовать.

Насколько важны помыслы и побуждения, мы можем видеть в образе жизни людей. Одним человеком, например, движет гордость и тщеславие. Он может многое сделать, но добродетелью это назвать нельзя, ибо в основе лежат гордость и тщеславие. Другим человеком движет зависть, ревность и соперничество, третьим – гнев, рвение и злоба. Мы же должны поступать, исходя только из смирения, кротости, чистоты сердца и любви, – всего того, что основано на Христовом Евангельском учении.

Предтеча Господень Иоанн призывал людей принести плоды покаяния. Изменение греховного образа жизни, призвано быть плодоносным. Святые отцы учат обретать добродетели, противоположные страстям, вследствие которых человек ранее совершал грехи. Но, опять-таки, это обретение возможно, если человек будет стараться жить по Евангельским заповедям. Наше дело – совершать духовный труд над собой, и, со временем, этот труд благодатию Божией окачествуется благим навыком, а затем – добродетелью, то есть духовным плодом.

Покаяние, таким образом, это – целожизненный труд очищения от страстей, исправления образа жизни, а затем духовного устроения, преображения и сохранения души до исхода ее из мира сего.

Нам необходимо исправить себя, уврачевать свою душу и привести себя в соответствие с тем, какими мы должны быть пред Богом, какими Он ждет нас в Своем Царствии Небесном.

Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. III, 2). Да, моё жизненное время истекает и приближается момент исхода души моей из мира сего, и сподобится или нет душа моя Царства Небесного, – будет зависеть от моего покаяния – доброго изменения и исправления жизни.

Зачем мы допускаем забвение, ленность и нерадение? Зачем допускаем опасному греховному обстоянию быть для себя привычным? Как часто воины, окруженные врагами, воспринимали решимость и прорывом выходили к своим, избегая плена. Чтобы избегать греховного плена, нам нужно иметь трезвение и воспряновение – решительное устремление к Богу всех своих сил, свергая с себя греховное оцепенение – медление во грехе, укрепляя свое доброе произволение, направленное к исправлению, решительному и твердому намерению вести духовную брань с греховными наклонностями и поползновением, страстями и грехом. Великий пост является хорошей возможностью прорыва из привычного, увы, греховного обстояния и плена.

«Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается и úмаши смутитися; воспрянú убо, да пощадит тя Христос Бог, везде Сый и вся исполняяй». Аминь.