Святитель Григорий Палама о Фаворском свете Преображения

SolMosVest_2016_08 ПреображениеЧто этот умный, премирный и немеркнущий свет есть Сам Бог, определенно сказал Григорий нареченный Богослов: ≪Бог, пожелавший устроить сей мир, Сам является Светом для Своих вечных созданий, и ничто иное; ибо какая нужда в ином свете тем, у кого есть величайший?≫

Свет этот – божественный и невещественный огонь, просвещающий души. Он, если сказать словами святителя Василия, действовал в апостолах, когда они говорили огненными языками (Деян. II, 3-4); и он же, озарив Павла, омрачил его зрительное чувство (Деян. IX, 8), но просветил его сердечные очи, потому что телесное зрение не вмещает силу такого света. Огонь явился Моисею в купине (Исх. III, 2); он в образе колесницы восхитил Илию от земли (4 Цар. II, 2); его энергии взыскуя, блаженный Давид воскликнул: ≪Испытай меня. Господи, и искуси меня, очисти огнем недра мои и сердце мое≫ (Пс. XXV, 2).

Этот огонь разжег сердце Клеопы и его спутника, когда Господь говорил с ними после воскресения из мертвых (Лк. XXIV, 34). И ангелы и прислуживающие духи причастны этому огню, как сказано в Писании: Творящий ангелами Своими духов и служителями Своими огненное пламя (Пс. CIII, 4). Этот огонь, попаляя бревно в глазу, восстанавливает чистоту ума, чтобы вернув себе природную зоркость, он не смотрел на сучок в глазу брата, но неустанно постигал чудеса Божий, согласно сказавшему: Открой очи мои и постигну чудеса закона Твоего (Пс. CXVIII,18). Этот огонь – изгнатель бесов, истребитель всякого зла, умертвитель греха, сила воскресения и энергия бессмертия, просвещение чистых душ и устроение разумных сил. Будем же молиться, чтобы свет этот достиг и нас и чтобы вечно ходя в нем (Еф. V, 8), мы никогда, даже на краткий миг не спотыкались.

Наконец златоустый богослов, уча, что есть свет, который ≪воссияет зарею≫ милостивому*, говорит, что он ≪не этот чувственный свет, но другой, много прекраснейший, который показывает нам небеса и ангелов и царские жилища; ибо если удостоишься этого света и увидишь его, то отвратишься и удалишься геенны: там исчезают му́ка и скорбь, там великая радость, мир и любовь, там вечная жизнь, неизреченная слава и несказанная красота, – перенесем же с готовностью все, чтобы приобрести одежду Царства Небесного и этой неизреченной славы≫.

(Святитель Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. Часть 1-я триады III.)

* См. Ис. LVIII, 8. В сохранившемся толковании Иоанна Златоуста на книгу пророка Исаии приводимого святителем Григорием Паламой текста нет.