Вглядитесь, братие, в мир. Сколько в нем лихорадочной, поспешной деятельности! Сколько в нем труда и забот, — забот о „завтрашнем дне»! Почти каждый все свои силы полагает на то, чтобы обеспечить себе «завтрашний день». Всюду заботы о материальном, о земном. Все заботятся о том, чтобы лучше сделать свое существование здесь, на земле. И на эту заботу тратят все свои силы и все свое время. «Завтрашний день» и земное благополучие сделались целью жизни весьма многих людей. Весь прогресс человечества стремится к тому, чтобы доставить человеку довольство на земле. Но что же?… Вот уже прошли тысячелетия, a доволен ли человек своею жизнью, и увеличилось ли вообще довольство на земле? Нет, тщетны усилия человека достигнуть довольства здесь, на земле. Недоволен своею жизнью каждый в отдельности человек, не увеличилось и всеобщее довольство. Мчится год за годом, проходят столетия за столетьями, наступают тысячелетия, a люди все так же далеки от довольства, как и прежде. Довольство, словно неуловимый призрак, обманчивый мираж, отходит все дальше и дальше по мере того, как человек к нему приближается. И теперь, по-видимому, довольства на земле меньше, чем в старые, добрые времена. Просмотрите газеты и вы увидите, до чего дошло всеобщее недовольство жизнью. В каждой газете вы увидите десятки [примеров] насильственного лишения себя жизни. Не от довольства, конечно, лишают себя жизни!…
Недовольство всеобщее. Бедняк недоволен тем, что он беден. Рабочий и чиновник проклинают свой изнурительный труд. Богач недоволен или тем, что y него богатства не столько, сколько бы хотелось иметь, или тем, что чувствует в себе какую-то неудовлетворенность, которую не могут заглушить и удовольствия и развлечения. Ученый недоволен тем, что, во всю жизнь стремясь найти своим умом истину, он ее не находит.
Но вот — смотрите — совершенно другая картина. Вдали от суеты мирской, на пустынном острове, среди студеного моря, где только разгуливает ветер да зверь или птица своим голосом нарушают иногда тишину,— в убогой келье, покрытый бедным рубищем, спасается подвижник. Этот подвижник — чтимый основатель скитского жития прп. Елеазар Анзерский. Читать полностью