Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Есть, пожалуй, только два места, куда душа христианина стремится всю жизнь, где каждый из нас мечтает побывать хотя бы раз, а затем стремится вновь и вновь, чтобы прикоснуться к этим великим святыням, которые для всех нас являются выше всего на земле. И я думаю, все вы знаете эти места. Конечно первое из них – это Святая Земля, Палестина, где Господь наш стопами своими пречистыми исходил каждую пядь, где Он встречался с людьми, говорил Свои притчи, творил великие чудеса, где за всех нас, за каждого из нас, претерпел страдания на Голгофе.
И есть еще одно место, куда стремится каждый. Это малый град – далеко в южных краях в Италии, под названием Бари, где находятся мощи святителя Николая Чудотворца. Почему же мы так желаем приблизиться к этому угоднику Божию? Потому что каждый из нас испытал, я не ошибусь, в своей жизни, так или иначе, даже если не зафиксировал это для себя (но в жизни, безусловно, это происходило), когда угодник Божий Николай творил с нами нечто, что было спасительно как для души, так и для тела.
Вы знаете, что во время Великой Отечественной Войны, был такой обычай, который затем во многих фильмах о войне мы с вами видели. Это когда командир вынужден был вести в бой совершенно еще не «обстрелянных», молодых и ничего не знающих бойцов только-только научившихся перезаряжать винтовку. И ему ничего другого не оставалось как, подымая их в атаку, крикнуть: «Делай как я!», – и быть для них во всем примером. Но ведь не только во время Великой Отечественной Войны сложился этот обычай. Если мы с вами вспомним апостола Павла, то в одном из своих посланий он говорит новокрещенным христианам: подобны мне бывайте, якоже аз Христу (1 Кор.4, 16). Он не говорил им: «берите пример со Христа», потому что понимал, что для них это – высочайший и недостижимый пример, а одно имя Господа приводит их в трепет. Он говорил им, как затем говорили настоящие командиры: «Берите пример с меня, как я беру пример со Христа». Он мог это сказать, потому что вместе со Христом и рядом со Христом он прошел многие и многие пути, видел и слышал Божественного Учителя и мог, полностью отдавая себе отчет, со всей прямотой и твердостью сказать, что во всем в своей жизни он стремился подражать Христу.
И вот, что удивительно, дорогие мои, что мы с вами тó же услышали от Святителя Николая, особенно здесь, на Руси, где мы так любим этого угодника Божия, как никто иной в любом уголке вселенной. Мы готовы подражать ему во всем, ибо он стремился быть как бы нашим военачальником, руководствовавшимся словами апостола Павла: несть наша брань в плоти и крови, но к началам и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Еф. 6, 12). Так, Святитель Николай во всем может быть для нас примером. Совершенно непостижимым образом этот человек, будучи богатым и потому, казалось бы, подпадавшим под грозное определение Господа: «трудно богатому войти в Царство Небесное», вошел в Царство Небесное, стал святым, показывая и нам: «Вы, имеющие богатство, не думайте, что для вас закрыто Царство Небесное». Ведь Господь не сказал «невозможно», но сказал «трудно». Да трудно человеку богатому преодолеть искушения богатством, ему предоставляемые, но не невозможно. Мы знаем с вами множество людей, кто получив богатое наследство, расточили его на дела милосердия, чтó сделал и Святитель Николай. Но самое главное, что расточая земное богатство, он приобретал богатство духовное. И по мере того, как исчезало богатство телесное, тленное, – богатство духовное возрастало, приобреталось и умножалось.
Если мы взглянем на его жизнь, а в нашем храме достаточно пройти в предел Святителя Николая, где на стенах изображены его труды и подвиги, которые он совершил в своей жизни, то мы увидим с вами, как вера его глубокая, крепкая как адамант, все более и более умножалась и укреплялась. И никакие препятствия не могли послужить тому, чтобы рассеять, развеять эту веру. Мы с вами можем в этих живописных сюжетах видеть, как совсем еще маленьким младенцем он простоял более трех часов в крещальной купели. Вот, кстати, каким примером можем ответить тем, кто спрашивает нас: «Ну что вы, православные, – разве это нормально крестить совсем не понимающих младенцев, которые не знают истин веры, и не сами приняли решение, в какой вере им прибывать?». А сколько мы имеем с вами примеров того, как совершенно новорожденные младенцы, бывает, проявляют твердо свое отношение к вере. Мы можем вспомнить, как святой Предтеча Иоанн в утробе матери взыгрался и исполнися Духа Свята Елисавет (Лк.1, 40) в то время, когда Пресвятая Богородица приветствовала её. Он совершенно ясно понимал, Кто находится рядом с ним, ибо Пресвятая Дева в это время была непраздной. Во чреве Ее был Тот, Чьим Предтечей предстояло стать будущему первому, среди рожденных женами, пророку. Мы можем с вами привести пример, как преподобный Сергий в утробе матери кричал, когда она приходила в храм и подходила ко святому причащению. Он кричал от восторга, от того что и матерь его, а значит и он, примет в свое естество Того, Кто выше всея земли и небес, – Сына Божия. Мы с вами можем сказать о том, что были такие святые, которые отказывались от принятия пищи в среду и пятницу и , будучи младенцами , соблюдали православный пост или отказывались от вкушения материнского молока, когда мать вкушала скоромную пищу. Множество примеров мы тому знаем. И все это происходит потому, что вера укрепляет самое немощное естество. Мы с вами можем сказать, что Святитель Николай Чудотворец, снискал своими трудами веры богатство, о котором поют в тропаре посвященном ему. Ибо будучи «правилом веры и образом кротости», он смирением получал высокая, нищетою становился богаче всех.
И вот мы с вами сегодня пришли в храм, где – и Рим, и Иерусалим, и Бари, потому что мы с вами причастились сегодня Святых Христовых Таин, – Той Святыни, Которая выше всего. И имеем возможность приложиться к образу Святителя Николая, где находится хоть и малая, но частица его святых мощей. Поэтому давайте, дорогие мои, возрадовавшись сегодня, постараемся подумать о тех, кто нуждается в том, чтобы мы поделились с ними этой радостью. Потому что наверняка среди нас есть и дальние, и те, кто сегодня с нами, кто сегодня беден или находится в состоянии озлобления. Давайте хотя бы сегодня уподобимся этому великому угоднику Божию. Давайте постараемся хоть малое богатство приобрести тем, чем всю жизнь свою земную стяжевал, а в жизни своей за гробом снискал святитель Николай, который продолжает делиться своим духовным богатством с каждым из нас. Дай Бог нам с вами это понять, это ощутить и возрадоваться этому и последовать за святителем Николаем по этому спасительному верному пути. Аминь.