Неизреченно человеколюбие Христа, проявленное к нам, ибо многими дарами Он наполнил Свою Церковь. Великий в замысле и могущественный в его исполнении, Он искупил от клятвы закона (Гал. III, 13) и освободил нашу природу от бывшего рукописания (см. Кол. II, 14). Он на древе [крестном] восторжествовал над тем, кто соблазнил древом [жизни]. Он притупил жало смерти (см. 1 Кор. XV, 55–56). Заматоревших во грехе Он возродил к жизни не через огонь, но через воду [Крещения]. Трехдневное погребение Он соделал дверью, ведущей к воскресению. Отчужденных от общества Израильского (см. Еф. II, 12) Он провозгласил согражданами святым и своими Богу (см. Еф. II, 19). Чуждых заветов обетования (см. Еф. II, 12) Он посвятил в небесные тайны. Не имеющих надежды (см. Еф. II, 12) Он одарил Святым Духом – залогом спасения (см. 2 Кор. I, 22). Безбожников в мире (см. Еф. II, 12) Он устроил храмами Святой Троицы. Бывших некогда далеко (см. Еф. II, 13) – не в пространстве, но по нраву, не по расстоянию, но по сознанию, не по положению, но по служению, – сделал близкими (см. Еф. II, 13) через крест спасения, заключив в Свои объятия строптивых. Подлинно, как говорит пророк: кто слыхал таковое? кто видал подобное этому? (Ис. LXVI, 8). Все ангелы поражены происшедшим; все небесные силы трепещут перед чудом: [небесный] трон не опустел, – но мир оказался спасен; Господь не удалился от небес, освободив при этом землю. Он не оставил недр Отчих, но обезоружил ад. Он пребыл неизменным, став вместе с тем облачением для новопросвещенных (см. Гал. III, 27).
…Итак, посмотри, новопросвещенный, каких удостоился тайн! На собственном опыте ты узнал их действенность. Теперь ты выкуплен, смотри, как бы тебе вновь не попасть в плен. Ты отрекся [от сатаны], блюдись, как бы тебе снова не оказаться у него в подчинении, поддавшись на приманку. Ты подписал договор [стоя в купели Крещения], потому позаботься о его соблюдении. Тебе вверен талант (см. Мф. XXV, 15), подумай о его должном применении. Ты вступил в брак, пройдя испытание, потрудись, чтобы не впасть в неверность, оскорбив Бога. Ты приведен к свободе, не обижай твоего освободителя, как если бы он был твоим рабом. Ты оделся в светлые одежды, освети [ближнего] своим разумением. Ты изменил свой нрав, не оскорбляй же Святаго Духа (см. Еф. IV, 30). На самом деле таинство Крещения и безпредельную благодать Распятого еще раньше возвестил пророк, провозгласив: Он хочет милости (ср. Мих. VII, 18). О ком же ты говоришь, о пророче? – о Христе, ставшем человеком из-за сострадания [к нам]. Он, оставив неповрежденными девственные ложесна в Своем рождении, Сам обратится и сжалится над нами (ср. Мих. VII, 19). Подлинно, обратившись, Он отвратил тебя от заблуждения, а сжалился над тобой, – когда одержал победу над общим грехом [тяготевшим над всеми людьми], погрузил же неправды наши (ср. Мих. VII, 19), – после того как воды таинства Крещения стерли грехи наши – в глубинах моря (ср. Мих. VII, 19). Поразмысли о крещальной купели и возвести благодать, ибо Крещение есть совокупность всех благ, оно есть очищение мира, восстановление [человеческой] природы, наиболее скорое искупление, самое подходящее лекарство, влага, палящая грехи, губка, очищающая сознание, одежда, не подверженная воздействию времени, плодородное духовное чрево, могила, возрождающая погребенных, бездна, поглощающая грехи, водная стихия, ставшая надгробием диаволу, печать Взявшего крепость [ада], надежный защитник перед Судьей, источник, погашающий огонь геенский, щедрая благодать, приглашающая разделить трапезу Господню, таинство древнее и одновременно новое, прикровенно указанное Моисеем (когда он вёл евреев через Красное море. – Ред.). Самому же Христу и Богу нашему слава во веки веков, аминь.
(Печатается в сокращении по изданию: «Альфа и омега». № 39. 2004.)