Как сильно отзывается в сердцах наших, особенно в переживаемое нами исключительно страшное время, этот отчаянный вопль святого апостола Петра, исторгшийся из груди его в минуту смертельной опасности: Господи! Спаси мя, погибаю! (Мф. ХIV, 30) Когда Петр, получив на то разрешение Господа Иисуса, пошел к Нему навстречу по водам Галилейского озера, при виде страшной бушующей водной стихии и сильного ветра, первоначальная вера его во всемогущество Господа внезапно в нем поколебалась, и он тотчас же почувствовал, что начинает тонуть. Ясно сознав, что он погибнет, если Господь не поддержит его, он с силою воззвал к Нему: «Господи, спаси мя!» И Господь тотчас же простер ему руку Свою, поддержал его, и они вместе вошли в корабль, в котором плыли остальные ученики. «Маловере, почто усумнился еси?» кротко упрекнул его Господь.
Этот вопль начавшего утопать Петра: «Господи, спаси мя!» должен быть всегда основным настроением души каждого желающего быть истинным христианином, не по названию только, а и на деле. Не только тогда должны мы взывать так ко Господу, когда видим явно грозящую нам смертную опасность, но всегда, постоянно.
«Непрестанно молитеся!» увещевает нас св. Апостол Павел.
Почему это?
Да потому, что мы, сами того часто не замечая и не отдавая себе в том ясного отчета, находимся в состоянии смертной опасности и легко можем погибнуть, если поколеблется в нас вера и если Сам Господь нас не поддержит, не придет к нам со Своей всесильной помощью.
Жизнь наша земная, по меткому и образному выражению наших прекрасных и ярких церковных песнопений, есть «житейское море», которое имеет очень много сходства с обыкновенным морем.
Неверно и непостоянно море, эта столь изменчивая, волнующаяся стихия. Столь же неверна и непостоянна наша земная жизнь – это «житейское море», не менее изменчивое и постоянно колеблющееся.
На море бывают бури, и иной раз очень сильные, грозящие кораблю потоплением. И на «житейском море» разыгрываются бури страстей человеческих, от которых погибают многие духовно.
На море нередко дуют противные ветры, мешающие плаванию, и на «житейском море» часто веют ветры разных ложных учений, особенно в наше лукавое время, далеко уносящие нас от единой спасительной Божественной Истины и препятствующие нам достигнуть вожделенной цели – «тихого пристанища» вечного спасения.
На море корабли часто гибнут от подводных камней, рифов и мелей, и на «житейском море» бывают свои «подводные камни», «рифы» и «мели» – всевозможные неожиданности, препятствия и превратности судьбы, о которые разбиваются все наши мечты, планы и соображения с разсчетами.
В обычном море водятся «животная малая с великими», как поет Псалмопевец (Пс. CIII, 25), «тамо гади, ихже несть числа», а сколько таких «гадов», особенно в наше отвратительное по своему глубокому нравственному падению и развалу время, в «житейском море», сколько прожорливых хищников – акул, которые пожирают, проглатывают порою целиком неосторожного, забывшего о «высокой мышце» Господней, единственно сильной спасти нас от неминуемой гибели, и не призывающего Господа на помощь.
Увы! мы часто бываем настолько легкомысленны и безпечны, что сами не отдаем себе никакого отчета в том, сколько многообразных опасностей поджидает нас на каждом шагу в этом неверном и изменчивом «житейском море»! И эти постоянно грозящие нам опасности гораздо страшнее и губительнее опасностей на обыкновенном море, ибо обыкновенное море может грозить нам лишь телесною смертью, которая побеждена Христом-Спасителем, и не страшна нам, христианам, а «житейское море» угрожает нам смертью духовною, или вечной погибелью.
Как же тогда не вопиять нам непрестанно: «Господи, спаси мя»! Этому и учит нас св. Церковь в своих глубоко-назидательных песнопениях.
«Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею», поет она, «к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве!» (Ирмос 6-й песни канона 6-го гласа).
Вспоминает св. Церковь в этих своих песнопениях и Апостола Петра, которого поддержал Господь в минуту смертной опасности, и молит:
«Бездна последняя грехов обыде мя, и исчезает дух мой, но прострый, Владыко, высокую Твою мышцу, яко Петра мя, Управителю, спаси!» (Ирмос 6-й песни канона 3-го гласа).
«Плавающаго в молве житейских попечений, с кораблем потопляема грехи, и душетленному зверю приметаема, яко Иона, Христе, вопию Ти: из смертоносныя глубины возведи мя!» (Ирмос 6-й песни канона 7-го гласа).
Грехи представляются здесь под видом того тяжелого груза, который топит корабль, заставляя его погружаться слишком глубоко в воду, от которого стремились обычно мореплаватели освободиться во время сильной бури, сбрасывая этот груз в море, дабы облегчить корабль и не дать ему потонуть.
Наш великий Российский святитель подвижник и наставник духовной жизни св. Тихон Задонский в своих дивных богомудрых творениях постоянно внушает нам необходимость непрестанной мольбы ко Господу о спасении и помиловании. Яркий образ нашего положения в этом неверном мiре, который употребляет он для того, чтобы сильнее и убедительнее представить нам, в какой большой опасности погибнуть мы находимся, особенно любит другой наш великий наставник христианского благочестия Епископ Феофан, Вышенский Затворник, часто приводя его в своих словах и письменных творениях:
«Над тобою – меч правды, готовый поразить тебя, под тобою – ад, готовый поглотить тебя, впереди – смерть, позади – множество грехов, по правую и левую сторону – толпы злобных врагов… Тебе ли быть в безпечности?» («Путь ко спасению»).
Вот это сознание опасности своего положения и надо постоянно оживлять и возгревать в своей душе, памятуя слова Апостола: «Яко сопостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский, кого поглотити» (1 Пет. V, 8).
Но в переживаемое нами время «житейское море» разбушевалось, как никогда прежде. И все сколько-нибудь разумные и чуткие люди это понимают и чувствуют. Ведь то, что сейчас творится, начиная с нашей несчастной Родины, попавшей в когти неистовых богоборцев и человеконенавистников, для которых нет ничего святого, и кончая странами так называемого будто бы «свободного мiра», где свыше оказывается покровительство тому же воинствующему безбожию и остается безнаказанным всякое самое гнусное и мерзкое преступление против веры и нравственности, честному человеку нет места и где благодушествуют только проходимцы и всякого рода преступные типы, – описать этого невозможно никакими словами. Ведь дело дошло до такого безчиния, что честные люди не только не имеют никакой защиты и поддержки от так называемых «властей», а наоборот – их еще судят за то, что они осмеливаются оказывать сопротивление нападающим на них преступникам. И все это прикрывается какой-то видимостью «законности», какой-то «конституцией»!
Куда уж идти дальше, если сами «власть имущие» становятся на сторону беззаконников и преступников!
А ведь, по учению Слова Божия, «начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, он не напрасно носит меч: он – Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. XIII, 4).
Теперь же – все наоборот! Ибо Слово Божие уже ни для кого почти не является авторитетом. И преступники в мiре сейчас торжествуют, издеваясь над людьми слабыми и беззащитными. И «житейское море» бушует поэтому теперь, как никогда прежде, грозя каждому потоплением.
А все это произошло от оскудения в людях духовности – оттого, что подлинная жизнь духа в них погасла, и они начали жить только плотской, чисто-животной жизнью. И хотя некоторые еще и говорят о какой-то «духовной жизни», но это только суррогат ее, под которым скрывается «душевность» и та же «плотяность». Сейчас вообще время всяких подлогов и фальсификаций. Настоящего почти ничего не осталось: один только обман, самообман и «пускание пыли в глаза».
Много крика, много рекламы… а под этим ничего нет: одна пустота духовная!
Вот почему сейчас более, чем когда-либо, на пастырях Церкви истинной лежит высокая и ответственная задача – вернуть людям утраченную ими духовность, ибо без этого всем и окончательно грозит полное потопление в волнах столь разбушевавшегося «житейского моря». Но для этого, само собой разумеется, пастыри сами должны постараться о том, чтобы являть своим пасомым живой пример духовности. Никакой, даже самой идеальной «администрацией», насадить подлинную духовность невозможно. А тем более безнадежно воскресить угасшую духовность устройством каких бы то ни было увеселений, развлечений, танцев, балов и вечеринок, как это некоторые наивно думают и неосновательно утверждают. «Духовность» и «душевность» – сферы разные, отнюдь не совпадающие, почему Слово Божие и говорит: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. II, 14).
«Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – духовном. Помышления плотския суть смерть, а помышления духовныя – жизнь и мир, потому что плотския помышления суть вражда против Бога, ибо закону Божию не покаряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут (Рим. 8, 5–8).
Потому то подмена духовного плотским или душевным есть настоящее преступление, разлагающее и убивающее подлинную духовную жизнь.
Вот от этой-то утраты людьми подлинной духовности и разбушевалось так неистовыми волнами современное «море житейское» и гибнет современный мiр человеческий! И если бы мы ясно сознавали, сколь безчисленным опасностям подвергаемся, совершая свое плавание по современному «морю житейскому», то мы никогда бы не допускали никакого легкомыслия, никакой безпечности, не празднословили бы, не суесловили, не злословили и не предавались бы смехотворству, как это ныне многие делают, но ясно сознавая, что только Один Бог может и силен спасти нас от всех этих подстерегающих нас на каждом шагу безчисленных опасностей и привести нас к «тихому пристанищу», непрестанно в глубине души своей вопияли бы к Нему, как Петр: «Господи, спаси мя!» Аминь.
(Архиепископ Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. М., 2012.)