Когда Пресвятая Дева Мария со старцем Иосифом принесли Младенца Иисуса, в сороковой день по Его рождении, в Иерусалимский храм, чтобы совершить над ним законный обряд, Симеон, прозрев духом, Кто был этот Младенец, взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром! Осуществилась заветная мечта старца Симеона – узреть своими очами обетованного Богом Христа Господня, и дальнейшая жизнь его на земле потеряла для него всякий смысл.
Мне еже жити – Христос, и еже умрети – приобретение есть, – говорил святый апостол Павел (Фил. I, 21).Так рассуждали и великие отцы Церкви – так рассуждают и все истинные христиане. Земная жизнь для истинного христианина лишь постольку имеет смысл и цену, поскольку дает возможность узреть Христа духовными очами и соединиться с Ним еще в этой жизни, чтобы там – за гробом – зреть Его уже лицом к Лицу и вечно царствовать с Ним, как Он это Сам обещал всем верным Своим, в незаходимой славе невечернего дне Царствия Его.
Горька, пуста, безцельна эта земная жизнь без Христа; страшна, мрачна, ужасна и безотрадна смерть для человека, не искавшего еще в этой жизни сретения со Христом и не сподобившегося узреть Его и познать Его, насколько это нам доступно, еще здесь, прежде наступления часа смертного!
Страшно даже подумать, как легкомысленно, чтобы не сказать еще хуже, – преступно, проводят в настоящее время многие, даже из числа носящих имя христиан, эту свою столь быстро протекающую временную жизнь!
Мало того, что живут так, как будто с этой земной жизнью все для них кончается, но и эту-то короткую жизнь сами себе отравляют, и точно против самих себя злоумышляя, уподобляют ее нередко аду кромешному. Особенно в это ужасное переживаемое сейчас нами время…
У современного человека, под влиянием пропаганды всяческого вольнодумства и даже открытого и явного безбожия, праведность и благочестие – в презрении. Современный человек во многих случаях в наши дни праведностью и благочестием гнушается. Ныне [иные] из современных «христиан» даже самое это слово «праведность» или «благочестие» произносят с какой-то нехорошей насмешкой, отождествляя их с «ханжеством» или «фарисейством».
Правда, есть такие люди-лицемеры, которые любят принимать на себя вид праведников или притворяются благочестивыми, не будучи на самом деле таковыми, но за свое притворство они сами дадут ответ за себя Богу, как пытающиеся обмануть доверие других и приобрести для себя какую-либо выгоду своим притворством, но причем тут сами эти христианские добродетели – праведность и благочестие? Значение их нисколько не умаляется, если злые люди и обманщики надевают на себя только личину праведности и благочестия, силы же его отвергаются (1 Тим. III, 12–13; 2 Тим. III, 5).
По плодам их узнаете их – так предостерегал Господь от этих злых обманщиков и притворщиков (Мф. VII, 15–20), а потому напускная праведность и притворное благочестие рано или поздно изобличат сами себя своими же собственными делами, поступками и всем поведением таких лицемеров.
Но истинная праведность и искреннее благочестие – это единственные реальные ценности в этой жизни, без стяжания которых никто не узрит Христа ни в сей жизни, ни в будущей. И насмешка над ними только обличает полное убожество души такого насмехающегося, свидетельствуя, что для него нет ничего святого.
Так и во многом другом великих успехов достиг среди нас враг рода человеческого сатана, ухитрившись предать осмеянию и поруганию все истинно-великое, все истинно-ценное, возвышенное и святое и научив человека валяться в моральной грязи, возводя на пьедестал все скверное, порочное, страстное и воскуряя фимиам перед всякой мерзостью, пошлостью и гадостью, что мы на каждом шагу видим в современной жизни.
В самом деле! Каким только кумирам, или ложным богам, ни поклоняется современный человек вместо Бога истинного и Правды Его, вместо Христа, Спасителя и Искупителя своего от греха, проклятия и вечной смерти! И на каждом шагу теперь обман и подлог!
Зло называют добром, а добро – злом, тьму почитают светом, а свет – тьмою, горькое почитают сладким, а сладкое – горьким (Ис. V, 20) …
Вот до какого подлинного безумия дошло современное человечество, не ищущее Христа Спасителя, отвергшее Его! В таком безумном ослеплении и извращении умов и сердец живут и [некоторые] современные «христиане» – на погибель свою. И если не образумятся, не покаются искренно от всего сердца и не обратятся, то, конечно, не узрят Христа ни в сей жизни ни в будущей! Страшна участь таких людей! Словно и не приходил для них Христос!
Братие! не будем ни в чем, даже самом малом, поддаваться духу мира сего, зная из Слова Божия, что правит миром сим, во зле лежащим, сам князь тьмы – лютый враг наш, злодей, лжец и человекоубийца искони (Ин.VIII, 44) – диавол! Не будем же бояться ни насмешек, ни издевательств, ни гонений и преследований со стороны верных слуг и прислужников его, которых так много развелось в современном мире и которые, в сущности, почти уже всюду господствуют над этим миром. Но да будет праведность и благочестие единственными светочами для нас в духовной тьме этого лукавого мира и вдохновляющими примерами подражания в этой столь быстротечной жизни.
Тогда еще здесь на земле мы сподобимся восприять Христа, если не на руки свои, как праведный старец Симеон, то таинственным образом вглубь душ и сердец наших и при исходе нашем из жизни сей сможем от души воззвать, подобно ему: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое!.. А в жизни будущей соединимся с Ним уже навеки – в вечной, нескончаемой, блаженной славе Его. Аминь.
(Составлено по изд.: Архиепископ Аверкий (Таушев; †1976). На страже веры. М., 2017)