Снова сподобились мы, братие, благодатного посещения Господа (Лк. XIX, 44). Велик и радостен нынешний день. Духовным торжеством неизреченным дышат молитвы и песнопения святой Церкви, которая особенно ныне, когда «небо и земля совокупишася» поистине «ангельски приносят хвалу» Богу в вышних, хотя и «недостойными устнами» многих из чад своих. Самые стены церкви ныне как бы не те и восприяли отпечаток этого торжества, как бы все восхищается и радуется, «всякое дыхание хвалит Господа». В этот великий день у благочестивых и верных возрастает радость о Господе, вливаются потоки радостного обновления и чистоты в душу от благодатного посещения Господом их душ, и даже души людей, почти всегда забывающих Господа, в этот день более Его
вспоминают, охолодевшие души как бы оттаивают, все омертвевшее в них как будто чувствует прикосновение новой жизни. И вот святая Церковь, собирая под криле (Мф. XXIII, 37) своих чад в большем обычного числе (хотя, увы, не всегда!), молится, чтобы не изгладился след благодатного посещения Господа вскоре же, чтобы дар славословия, приносимый собравшимися, был угоден Христу, чтобы пребыли они превыше греха, сохранились от козней врага и не погубили следов Господня посещения. «Призри на пения рабов, Благодетелю, врага смиряя вознесенную гордыню, носяй же, Всевидче, греха превыше непоколеблемо утвержденныя, Блаже, певцы основанием веры» (канон 2-й праздника Рождества Христова, ирмос 3-й песни)…
Вникнем в то, что совершил Христос, чтобы прочнее был след Его посещения души нашей. Бог явился во плоти на земле, чтобы обновить одряхлевший мир. Возжелаем же обновления, возгнушаемся ветхой одежды страстей, к которой, правда, привыкли и часто не замечаем ее смрада и ветхости, но другим ее ветхость и смрад заметен, и как приступить в ней ко Христу? Христос явился для того, чтобы очистить души наши от яда страстей. Яд похотений влит был в душу Адама и Евы, когда вкусили они запрещенного плода и нарушили единую заповедь, сколько же этого яда воспринимаем мы, постоянно вкушая запрещенного плода, то есть того, что угодно нашей душе и противно воле Божией, о которой немолчно возвещает нам постоянно нами попираемая совесть, и не одну, а сколько нарушая заповедей! Возбудим же в себе желание подавить в душах своих [привязанность] к губительному яду, чтобы приступить и вкушать вместо того от древа жизни Христа, к Которому еще в раю были призваны. Открылось ныне Царство Христово в мире и в душах наших, сокрушено царство мира сего, как некогда сокрушены были Христом царства мира: вавилонское, персидское, египетское, римское, что открыто было Даниилу под образом сокрушения истукана Камнем нерукосечным (Дан. II, 34–35), от горы оторвавшимся (то есть Христом, родившимся от Девы безсеменно), не будем же снова пленом греховным расслаблять души и тела, чтобы открывать дорогу для нового нашествия «двадесяти языков», а еще более для плена диавола, который «живыми улавливает» в свои сети души людей, пленяемых страстями и не слушающих предостерегающих голосов святой Церкви о близости этих сетей.
Обо всем этом да напоминает нынешний день посещения Христа. И если напомнит и оставит след в душе, то радость нынешнего праздника превратится в отблеск вечной радости, какую Он нам пришел даровать на небе, как зарница предуказывает на блеск отдаленной грозы или заря на близость самого солнца, которое должно скоро воссиять во всей силе своей. Аминь.
(Составлено по изданию: Волынские епархиальные ведомости. 1915. № 51. С. 736–737.)