Однажды святой апостол Петр, увидев Господа Иисуса Христа, идущего по волнующемуся морю, испросил у Него позволения придти к Нему по воде. Сперва он безбоязненно шел по морю, как по суше, но при усилившемся ветре он ощутил по немощи человеческой страх, и начал утопать. «Господи спаси мя!» – возопил тогда апостол Петр. Господь простер к нему руку и сказал: «Маловере, почто усумнился еси?» (Мф. XIV, 30–31).
Все мы, братие, ходим по зыбким волнам житейского моря, возмущаемого различными превратностями. Как море обуревается ветрами, дующими попеременно с разных сторон, так и жизнь наша постоянно подвергается многообразным напастям, скорбям, искушениям, смущающим душу. Нельзя предвидеть, что послужит поводом к той или другой напасти, откуда возникнет искушение. Часто мы находимся под влиянием помыслов, возникающих в нас от разных столкновений с людьми и навеваемых духами злобы, этими врагами рода человеческого. Такой напор помыслов, подобно ветру, бывает часто столь силен, что мы не находим возможности противостоять ему, теряемся, приходим в уныние, в безнадежие, и утопаем в этой пучине житейского моря.
Что же нам остается делать, как должно поступать, когда восстанет в нас душевная буря, нарушится спокойствие нашего сердца греховными помыслами? Нам должно веровать, что все такие треволнения нашего житейского моря, по которому мы шествуем от колыбели до гроба, случаются с нами по мановению всемогущей и всесвятой воли Божией. Руководимые этою мыслью, мы будем безбоязненно и уверенно шествовать по избранному нами жизненному пути. В назидание нам попущено было святому Петру подвергнуться опасности утонуть, когда он убоялся волнения, которого ему не следовало бояться, так как идти и по тихой воде, и по волнам одинаково чудесно. Так бывает и с нами: когда мы, находясь в затруднительных обстоятельствах, теряемся и, не обращаясь к Божией помощи, стараемся выпутаться из них собственными усилиями, тогда мы бедствуем в волнах житейского моря и бываем близки к потоплению. Если же, подобно Петру, обратимся к Богу с усердною молитвою о помощи, то непременно получим ее и легко выйдем из затруднительного положения.
Как в видимой природе все устроено Творцом премудро и целесообразно, и одни явления сменяются постоянно другими, так и в жизни людей по той же премудрой воле Провидения, все направляющей к благим целям, часто происходят перемены то к лучшему, по человеческим соображениям, то к худшему. Что было бы с обширными знойными степями, если бы к ним воздушным течением не приносилась влага из далеких приморских стран? Те засохли бы от палящих лучей летнего солнца, да и этим излишняя влажность воздуха была бы вредна. Так и в нашей жизни все случающиеся с нами беды, напасти и искушения полезны для нас и необходимы. Они попускаются Промыслом Божиим, чтобы мы чаще прибегали к Богу, и, опытно познавая над собою Его божественную силу, прославляли Его. Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославшии Мя (Пс. XLIX, 15). Бедствия временной жизни вразумляют нас, располагают к исправлению, поощряют к деятельности, усовершают в добродетели. Они являют отеческую благость Божию к нам: его же любит Господь, наказует, биет же всякого сына, его же преемлет, говорить Апостол. Аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог (Евр. XII, 6–7).
Многообразны скорби и страдания в жизни нашей. Но между действительными скорбями, к несчастью, у многих из нас бывают скорби мнимые, пустые, которые причиняют мнительным и малодушным людям такую же тревогу, как и настоящие скорби.
Это может показаться вам удивительным: «кому охота выдумывать для себя скорби?» – скажете вы. На самом же деле бывает так. На иного не ласково взглянул один человек, которого благосклонностью тот дорожит, и бедный дни и ночи проводить без сна, теряясь в мучительных догадках, отчего такая немилость, и чем бы ее отвратить. Иного оскорбил кто-нибудь обидным словом, сказанным неосторожно или умышленно, и он досадует и сердится, лишает себя покоя, придумывая средства к отмщению, и терзается, не находя этих средств. Об ином сделали невыгодный отзыв, или даже просто не похвалили его, а другого одобрили, и вот он негодует, снедается завистью и страдает душою так, как будто жизнь его в опасности. У иного не исполнилось какое-нибудь желание, часто прихотливое, а иногда даже беззаконное; и он раздражается, жалуется на все, во всеуслышание говорит о том, не разбирая места и времени, и своею раздражительностью вредит собственному здоровью. Такие люди сами бывают причиною своего душевного расстройства. Все такие скорби исчезнут сами собой, если самовольно подвергающиеся им не будут излишне мнительны, неумеренно раздражительны, слишком самолюбивы. Многие, по малодушию, так преувеличивают свое горе, что считают себя самыми несчастными созданиями в мире и всем жалуются на свою злую судьбу. Действительные скорби таковы, что ими не могут не поражаться люди и с самою возвышенною и твердою душою. Потеря близких сердцу, продолжительная и тяжкая болезнь, безвинное гонение, мгновенное лишение того, что приобреталось с большим трудом и долгим временем, – всякого могут опечалить: вот истинные наказания и попущения Божии!
Из подвижнической жизни воспоминаемых ныне преподобных Зосимы, Савватия и Германа поучимся, братие, как удобнее преплывать всякому из нас непостоянное житейское море, чтобы достигнуть общей для всех спасительной пристани за пределами земной жизни. [В акафисте преподобным Зосиме, Савватию и Герману читаем]: Бурю жития сего многомятежного безбедно преминусте, Отцы преподобнии, и свирепыя волны страстей же и искушений, от мiра и плоти, и от духов злобы воздвизаемыя, не погрузиша и не поколебаша корабля душ ваших, ветрилы молитвы непрестанный окрыляемого, и нестяжанием облегчеваемого, благодатию же Божиею управляемого; темже и достигосте к безмятежному пристанищу живота вечнаго (Кондак 4).
Отсюда видим, что три средства обезпечивали преподобным безбедное и верное плавание по житейскому морю: непрестанная молитва, нестяжание и благодать Божия.
Молитва – верное средство от погибели. Спаси ны, Господи, погибаем! – вопияли Спасителю ученики Его в другое время плавания по морю, разбудив Его, когда Он покоился сном во время сильной бури, которая внезапно поднялась на море и грозила залить их корабль волнами. По слову всемогущего и всеблагого Господа на море сделалась великая тишина. При этом Спаситель упрекнул учеников в маловерии сказав: «что страшливи есте, маловери» (Мф. VIII, 26)? Подобно ученикам Христовым и мы, братие, должны вопиять молитвенно к Отцу небесному: Спаси, ны, Господи, погибаем! Молитва вселяет надежду на помощь Божию и тем избавляет нас от страха и отчаяния, и доставляет душевное спокойствие в постигающих нас бедствиях. И сколько известно примеров чудесного спасения от разного рода несчастий в водах благодатною силою молитвы. Наши преподобные отцы Зосима, Савватий и Герман много раз являли благодатную помощь погибавшим в море, как свидетельствуют об этом [их жизнеописания]. Если Бог спасает человека от потопления в буре водной, которое лишает его временной жизни, то тем более Он готов избавить Его от потопления греховного, лишающего его вечной жизни; и избавляет, попуская человеку временные несчастия. Греховная жизнь – вот настоящая смертоносная глубина, а в глубине морской, как видим, тонут и праведники, и тем не менее бывают наследниками жизни вечной. Что греховная жизнь, подлинно, есть смертоносная глубина, это поется и в песни церковной: плавающаго в молве житейских попечений, с кораблем потопляема грехи и душетленному зверю приметаема, яко Иона, Христе, вопию Ти: из смертоносные глубины возведи мя (ирмос 6-й песни канона 7-го гласа).
Часто корабль души погружается у нас в волнах житейских попечений от излишнего груза собираемых земных сокровищ. Чтобы спастись от такого кораблекрушения, надо облегчить нам корабль свой, извергнув все ненужное, излишнее. Так поступили корабельщики, бывшие в корабле с апостолом Павлом, когда корабль их, в котором апостол находился узником, на пути следования в Рим, четырнадцать дней носился по Адриатической пучине, обуреваемый волнами: после продолжительного неядения, по примеру самого апостола, все находившееся в корабле вкусили пищу, и затем, чтобы облегчить корабль свой, выбросили пшеницу в море (Деян. XXVII, 38). Поэтому нестяжательность, является другим важным средством для удобного плавания по житейскому морю. Хотящии богатитися, говорит апостол, впадают в напасти, и сеть, и в похоти многи несмысленны и вреждающие, яже погружают человеки во всегубительство и погибель (1 Тим. VI, 9).
Наконец, все мы должны направлять свой душевный корабль к одной пристани – к жизни вечной. Но как случается с мореплавателями, что они часто не находят пристанища за неточным знанием пути или по причине каких-либо препятствий, и возвращаются назад, напрасно совершив плавание; так и мы всегда будем блуждать в своем плавании по житейскому морю, если благодать Божия не будет управлять нашим душевным кораблем и вести его к предназначенной цели, устраняя все препятствия. В древнем Египетском ските в одно время славились святой жизнью два инока: авва Арсений Великий и авва Моисей. Первый был строгий безмолвник, ни с кем не беседовал, а второй отличался гостеприимством, принимал странников и назидал их душеспасительными беседами. Вот один из таких странников посетил однажды того и другого. Когда его спросили: «Который из двух ему понравился более?» – он отвечал, что авва Моисей ему пришелся более по сердцу. А Моисей, по обыкновению, угостил этого странника и побеседовал с ним на пользу души; Арсений же сидел с ним в молчании, чем и вынудил его уйти, не сказав ему ни слова. Один из отцов, услышав ответ странника, помолился Богу, говоря: «Господи! Открой мне тайну дела: один убегает всех ради Тебя, а другой ради Тебя принимает всех». И вот, в видении явились ему два великие корабля на обширных водах. В одном он видел авву Арсения, безмолвно плывущего, и Духа Божия, управляющего его кораблем; в другом же был авва Моисей, плывущий с ангелами, которые питали его медом и направляли его корабль.
Виденные святым отцом таинственные корабли двух великих подвижников, плывшие по широкому водному пространству, под водительством благодати Божией, конечно, шли неуклонно прямым путем. Так преподобные отцы наши, руководимые благодатию Святого Духа в земном течении своем, достигли безмятежного пристанища живота вечного. Но и для них не все было тихое плавание по жизненному морю, а, как читаем в акафисте, также поднимались волны страстей, восставал дух бурный – помыслы и нападения бесов, и дули ветры противные: напасти и искушения от людей; но они взывали ко Господу, и Он изводил их из нужды, повелевал буре и становилась тишина и умолкали волны житейского моря, и так наставил их в пристанище хотения своего. Наши же душевные корабли, братие, пущенные на произвол судьбы, в какие греховные смуты не попадают ? На каких мелях житейской суеты не вязнут? Они о всякие подводные камни искушений разбиваются. Бездна последняя грехов обыде мя, и исчезает дух мой, но простри, Владыко, высокую твою мышцу, и яко Петра мя, Управителю, спаси (ирмос 6-й песни канона 3-го гласа). Аминь.
(Составлено по изданию: Сборник поучений на местные праздники Соловецкого ставропигиального первоклассного монастыря. 30 поучений. Сергиев Посад, 1912. С. 138–144.)