“Бурю жития сего многомятежного безбедно преминусте, Отцы преподобнии…” Из Сборника поучений на местные праздники Соловецкого ставропи­гиального первоклассного монастыря

Однажды святой апостол Петр, увидев Господа Иисуса Христа, идущего по волнующемуся морю, испросил у Него позволения придти к Нему по воде. Сперва он безбоязненно шел по морю, как по су­ше, но при усилившемся ветре он ощутил по немощи человеческой страх, и начал утопать. «Господи спаси мя!» – возопил тогда апостол Петр. Господь простер к нему руку и сказал: «Маловере, почто усумнился еси?» (Мф. XIV, 30–31).

Все мы, братие, ходим по зыбким вол­нам житейского моря, возмущаемого раз­личными превратностями. Как море обуре­вается ветрами, дующими попеременно с разных сторон, так и жизнь наша постоян­но подвергается многообразным напастям, скорбям, искушениям, смущающим душу. Нельзя предвидеть, что послужит поводом к той или другой напасти, откуда возникнет искушение. Часто мы находимся под влия­нием помыслов, возникающих в нас от раз­ных столкновений с людьми и навеваемых духами злобы, этими врагами рода челове­ческого. Такой напор помыслов, подобно ветру, бывает часто столь силен, что мы не находим возможности противостоять ему, теряемся, приходим в уныние, в безнадеж­ие, и утопаем в этой пучине житейского моря.

Что же нам остается делать, как должно поступать, когда восстанет в нас душевная буря, нарушится спокойствие нашего серд­ца греховными помыслами? Нам должно веровать, что все такие треволнения наше­го житейского моря, по которому мы ше­ствуем от колыбели до гроба, случаются с нами по мановению всемогущей и всесвя­той воли Божией. Руководимые этою мыс­лью, мы будем безбоязненно и уверенно шествовать по избранному нами жизнен­ному пути. В назидание нам попущено бы­ло святому Петру подвергнуться опасности утонуть, когда он убоялся волнения, кото­рого ему не следовало бояться, так как ид­ти и по тихой воде, и по волнам одинаково чудесно. Так бывает и с нами: когда мы, на­ходясь в затруднительных обстоятельствах, теряемся и, не обращаясь к Божией помо­щи, стараемся выпутаться из них собствен­ными усилиями, тогда мы бедствуем в вол­нах житейского моря и бываем близки к потоплению. Если же, подобно Петру, об­ратимся к Богу с усердною молитвою о по­мощи, то непременно получим ее и легко выйдем из затруднительного положения.

Как в видимой природе все устроено Творцом премудро и целесообразно, и од­ни явления сменяются постоянно другими, так и в жизни людей по той же премудрой воле Провидения, все направляющей к благим целям, часто происходят перемены то к лучшему, по человеческим соображе­ниям, то к худшему. Что было бы с обшир­ными знойными степями, если бы к ним воздушным течением не приносилась вла­га из далеких приморских стран? Те засох­ли бы от палящих лучей летнего солнца, да и этим излишняя влажность воздуха была бы вредна. Так и в нашей жизни все случа­ющиеся с нами беды, напасти и искушения полезны для нас и необходимы. Они попу­скаются Промыслом Божиим, чтобы мы ча­ще прибегали к Богу, и, опытно познавая над собою Его божественную силу, про­славляли Его. Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославшии Мя (Пс. XLIX, 15). Бедствия временной жизни вра­зумляют нас, располагают к исправлению, поощряют к деятельности, усовершают в добродетели. Они являют отеческую бла­гость Божию к нам: его же любит Господь, наказует, биет же всякого сына, его же преемлет, говорить Апостол. Аще наказа­ние терпите, якоже сыновом обретается вам Бог (Евр. XII, 6–7).

Многообразны скорби и страдания в жизни нашей. Но между действительными скорбями, к несчастью, у многих из нас бы­вают скорби мнимые, пустые, которые при­чиняют мнительным и малодушным людям такую же тревогу, как и настоящие скорби.

Это может показаться вам удивительным: «кому охота выдумывать для себя скорби?» – скажете вы. На самом же деле бывает так. На иного не ласково взглянул один человек, ко­торого благосклонностью тот дорожит, и бедный дни и ночи проводить без сна, теря­ясь в мучительных догадках, отчего такая не­милость, и чем бы ее отвратить. Иного оскор­бил кто-нибудь обидным словом, сказанным неосторожно или умышленно, и он досадует и сердится, лишает себя покоя, придумывая средства к отмщению, и терзается, не находя этих средств. Об ином сделали невыгодный отзыв, или даже просто не похвалили его, а другого одобрили, и вот он негодует, снеда­ется завистью и страдает душою так, как буд­то жизнь его в опасности. У иного не испол­нилось какое-нибудь желание, часто прихотливое, а иногда даже беззаконное; и он раздражается, жалуется на все, во всеус­лышание говорит о том, не разбирая места и времени, и своею раздражительностью вре­дит собственному здоровью. Такие люди са­ми бывают причиною своего душевного рас­стройства. Все такие скорби исчезнут сами собой, если самовольно подвергающиеся им не будут излишне мнительны, неумеренно раздражительны, слишком самолюбивы. Многие, по малодушию, так преувеличивают свое горе, что считают себя самыми несчаст­ными созданиями в мире и всем жалуются на свою злую судьбу. Действительные скорби таковы, что ими не могут не поражаться люди и с самою возвышенною и твердою душою. Потеря близких сердцу, продолжительная и тяжкая болезнь, безвинное гонение, мгно­венное лишение того, что приобреталось с большим трудом и долгим временем, – всяко­го могут опечалить: вот истинные наказания и попущения Божии!

Из подвижнической жизни воспомина­емых ныне преподобных Зосимы, Савватия и Германа поучимся, братие, как удобнее преплывать всякому из нас непостоянное житейское море, чтобы достигнуть общей для всех спасительной пристани за преде­лами земной жизни. [В акафисте препо­добным Зосиме, Савватию и Герману чита­ем]: Бурю жития сего многомятежного безбедно преминусте, Отцы преподобнии, и свирепыя волны страстей же и искуше­ний, от мiра и плоти, и от духов злобы воздвизаемыя, не погрузиша и не поколе­баша корабля душ ваших, ветрилы молит­вы непрестанный окрыляемого, и нестя­жанием облегчеваемого, благодатию же Божиею управляемого; темже и достиго­сте к безмятежному пристанищу живота вечнаго (Кондак 4).

Отсюда видим, что три средства обезпе­чивали преподобным безбедное и верное плавание по житейскому морю: непрестан­ная молитва, нестяжание и благодать Божия.

Молитва – верное средство от погибе­ли. Спаси ны, Господи, погибаем! – вопияли Спасителю ученики Его в другое время пла­вания по морю, разбудив Его, когда Он по­коился сном во время сильной бури, кото­рая внезапно поднялась на море и грозила залить их корабль волнами. По слову все­могущего и всеблагого Господа на море сделалась великая тишина. При этом Спа­ситель упрекнул учеников в маловерии сказав: «что страшливи есте, маловери» (Мф. VIII, 26)? Подобно ученикам Христо­вым и мы, братие, должны вопиять молит­венно к Отцу небесному: Спаси, ны, Госпо­ди, погибаем! Молитва вселяет надежду на помощь Божию и тем избавляет нас от страха и отчаяния, и доставляет душевное спокойствие в постигающих нас бедствиях. И сколько известно примеров чудесного спасения от разного рода несчастий в во­дах благодатною силою молитвы. Наши преподобные отцы Зосима, Савватий и Гер­ман много раз являли благодатную помощь погибавшим в море, как свидетельствуют об этом [их жизнеописания]. Если Бог спа­сает человека от потопления в буре водной, которое лишает его временной жизни, то тем более Он готов избавить Его от по­топления греховного, лишающего его веч­ной жизни; и избавляет, попуская человеку временные несчастия. Греховная жизнь – вот настоящая смертоносная глубина, а в глубине морской, как видим, тонут и пра­ведники, и тем не менее бывают наследни­ками жизни вечной. Что греховная жизнь, подлинно, есть смертоносная глубина, это поется и в песни церковной: плавающаго в молве житейских попечений, с кораблем потопляема грехи и душетленному зверю приметаема, яко Иона, Христе, вопию Ти: из смертоносные глубины возведи мя (ир­мос 6-й песни канона 7-го гласа).

Часто корабль души погружается у нас в волнах житейских попечений от излишнего груза собираемых земных сокровищ. Чтобы спастись от такого кораблекрушения, надо облегчить нам корабль свой, извергнув все ненужное, излишнее. Так поступили кора­бельщики, бывшие в корабле с апостолом Павлом, когда корабль их, в котором апо­стол находился узником, на пути следова­ния в Рим, четырнадцать дней носился по Адриатической пучине, обуреваемый вол­нами: после продолжительного неядения, по примеру самого апостола, все находив­шееся в корабле вкусили пищу, и затем, что­бы облегчить корабль свой, выбросили пшеницу в море (Деян. XXVII, 38). Поэтому нестяжательность, является другим важным средством для удобного плавания по жи­тейскому морю. Хотящии богатитися, го­ворит апостол, впадают в напасти, и сеть, и в похоти многи несмысленны и вреждаю­щие, яже погружают человеки во всегуби­тельство и погибель (1 Тим. VI, 9).

Наконец, все мы должны направлять свой душевный корабль к одной приста­ни – к жизни вечной. Но как случается с мореплавателями, что они часто не нахо­дят пристанища за неточным знанием пу­ти или по причине каких-либо препят­ствий, и возвращаются назад, напрасно совершив плавание; так и мы всегда бу­дем блуждать в своем плавании по житей­скому морю, если благодать Божия не бу­дет управлять нашим душевным кораблем и вести его к предназначенной цели, устраняя все препятствия. В древнем Еги­петском ските в одно время славились святой жизнью два инока: авва Арсений Великий и авва Моисей. Первый был стро­гий безмолвник, ни с кем не беседовал, а второй отличался гостеприимством, при­нимал странников и назидал их душеспа­сительными беседами. Вот один из таких странников посетил однажды того и дру­гого. Когда его спросили: «Который из двух ему понравился более?» – он отве­чал, что авва Моисей ему пришелся более по сердцу. А Моисей, по обыкновению, угостил этого странника и побеседовал с ним на пользу души; Арсений же сидел с ним в молчании, чем и вынудил его уйти, не сказав ему ни слова. Один из отцов, услышав ответ странника, помолился Богу, говоря: «Господи! Открой мне тайну дела: один убегает всех ради Тебя, а дру­гой ради Тебя принимает всех». И вот, в видении явились ему два великие кора­бля на обширных водах. В одном он видел авву Арсения, безмолвно плывущего, и Духа Божия, управляющего его кораблем; в другом же был авва Моисей, плывущий с ангелами, которые питали его медом и на­правляли его корабль.

Виденные святым отцом таинственные корабли двух великих подвижников, плыв­шие по широкому водному пространству, под водительством благодати Божией, конечно, шли неуклонно прямым путем. Так преподобные отцы наши, руководимые благодатию Святого Духа в земном течении своем, достигли безмятежного пристанища живота вечного. Но и для них не все было тихое плавание по жизненному морю, а, как читаем в акафисте, также поднимались волны страстей, восставал дух бурный – помыслы и нападения бесов, и дули ветры противные: напасти и искушения от лю­дей; но они взывали ко Господу, и Он изво­дил их из нужды, повелевал буре и становилась тишина и умолкали волны житейского моря, и так наставил их в при­станище хотения своего. Наши же душев­ные корабли, братие, пущенные на произ­вол судьбы, в какие греховные смуты не попадают ? На каких мелях житейской су­еты не вязнут? Они о всякие подводные камни искушений разбиваются. Бездна по­следняя грехов обыде мя, и исчезает дух мой, но простри, Владыко, высокую твою мышцу, и яко Петра мя, Управителю, спа­си (ирмос 6-й песни канона 3-го гласа). Аминь.

(Составлено по изданию: Сборник поучений на местные праздники Соловецкого ставропи­гиального первоклассного монастыря. 30 поу­чений. Сергиев Посад, 1912. С. 138–144.)