Пост установлен еще в Раю. Он состоял в запрете есть плод с дерева познания добра и зла. Все угодники Божии в Ветхом Завете соблюдали пост. В Новом Завете пост особо выделен как обязанность и условие очищения, а следовательно — и спасения. Сам Господь Иисус показал пример поста. Все апостолы и святые отцы строго соблюдали пост. Святой Серафим Саровский о посте говорит так: «Пост нужен для победы над врагами телесными и духовными». У постника «духовная жизнь доходит до совершенства». От поста «тело становится утонченным и легким, и дух тогда совершает свое действие как в бесплотном теле». Посредством поста «ум отрешается от земли, возносится на небеса и полностью погружается в созерцание мира духовного». От невоздержанности в еде происходит всякая иная невоздержанность. Сыне человеческий, если тебе кто-то говорит: «Не в еде грех, а в делах плохих», — ты ответь ему: «Однако плохие дела происходят от невоздержанности в еде и питии. Грех ведь и не в самом огне, а в том, что у не следящего за огнем может дом сгореть».
***
Спасение души — единственный смысл всех трудов человека на земле. Те, кто не знает о спасении души, не знают и не могут знать, зачем они трудятся и мучаются. Но когда говорится о спасении, речь должна идти и о Спасителе. Ведь спасения не может быть без Спасителя. Тысячи лет народы земные ждали Спасителя с Неба, искали Его, говорили и гадали о Нем. При этом у всех народов сформировалось общее убеждение: Спасителем не может быть обычный человек, только Бог. Мы, христиане, знаем, что явился Бог-Спаситель и принес спасение душам всех тех, кто же- лает спасения. В церковных песнопениях постоянно в конце звучит молитва: «Спаси души наши».
***
Ум Христов обрести — задача каждого христианина. Апостол Павел говорит: А мы ум Христов имеем. Что значит иметь ум Христов? Это значит мыслить так, как Христос мыслит, рассуждать так, как Христос рассуждает. Человече и сыне человеческий, научи себя мыслить так, как Христос мыслит. Мысли о Боге так, как Христос мыслит. Мысли о каждом встреченном человеке так, как Христос мыслит. Мысли о каждой вещи так, как бы Христос мыслил. Мысли о каждом событии с высоты Христовой мысли. Мысли о жизни и мысли о смерти так, как Сам Христос Господь. Учись так мыслить. И обретешь ум Христов. А когда обретешь ум Христов, озарит тебя свет Небесный, и твоя жизнь будет на Небе, а не на земле.
***
Хлеб как обычная пища — для тела, а хлеб духовный — для души. Тело должно питаться, чтобы существовать, душа должна питаться, чтобы жить. Телу дается пища телесная, а душе дается пища Небесная, потому что душа с Неба. Слово Божие является главной и основной пищей для души человеческой. Чем является хлеб для тела, тем является слово Божие для души. Никакая пища не может заменить телу хлеб, и никакое слово не может заменить душе слово Божие. Но есть одна таинственная и предивная пища, которая возвышеннее и сильнее всякой телесной и духовной пищи. Эту пищу знают только христиане. Пища эта — Сам Бог. Она по- дается во святом Причастии. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. VI, 54). Церковь Христова означает новое избранничество, которое по вере, а не по крови. Церковь составляет избранный народ, включающий тех, кто верует, из всех народов земных. Церковь оживотворяет и ведет, как кормчий ладью, Дух Святой. Православная Церковь — единая, соборная и апостольская во всем мире, но она устроена по Божиему Промыслу и ради как можно более успешной евангельской миссии для разных народов и на разных языках. Человече и сыне человеческий, люби Церковь православную как мать свою духовную да берегись еретиков и сектантов, чтобы не быть на Небе отделенным от православных отцов и дедов своих навечно.
***
Признаки отсутствия страха Божия Если несешь потерю или каким бы то ни было образом оказываешься лишенным вещей, тебе принадлежавших, и от этого печалишься, нет в тебе страха Божия. Если тебя хвалят, и ты с удовольствием принимаешь похвалу, не имеешь ты страха Божия. Если о тебе говорят какую-то неправду, и ты смущаешься, не имеешь ты страха Божия. Если в разговоре с братьями стремишься, чтобы твое слово было выше слов других, не имеешь ты страха Божия. Если ты посещаешь сильных мира сего, чтобы установить знакомство и дружбу с ними, не имеешь ты страха Божия. Если на твои слова не обращают внимания, и ты чувствуешь себя оскорбленным из-за этого, не имеешь ты страха Божия. Перечисленные признаки показывают, что в христианине жив еще древний грешный человек, и он власть имеет.
(Источник: Духовные наставления и притчи святителя Николая Сербского. Минск, 2014.)