Исполняйтеся Духом (Ефес. V, 18). Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский

 

Коль блаженную, Божественный Павле, но вместе коль чудную и непостижимую ты даешь нам заповедь: Исполняйтеся Духом! Разве в нашей состоит воле исполняться Духом? Если сие сокровище столь близко и столь доступно, то почему оно столь редко и неизвестно? Можно ли нам «исполняться Духом Святым», если мы еще преисполнены сами собой так, что нет в нас ниже столько упраздненного и очищенного места, куда бы хотя капля всенапаяющей воды, по всей долготе и широте времен и мест текущия в живот вечный (Ин. IV, 14), могла укануть и не превратиться в брение нашим самолюбием и греховными останками? Наша нечистота есть оплот, которым заграждаем мы от себя токи Духа Господня, подобно устремлениям весенних вод, «посланнаго» всюду «созидать» новую тварь и «обновлять лице земли» (Пс. CIII, 30), но то не есть еще и гнев, а паче милосердие Божие, что сии токи не проторгаются в души недостойные, ибо святая и освящающая вода жизни, упадши на нечистое, воспылала бы огнем всепоядающим.

И, посему, да не сетуют на Духа Господня и те, которые, хотя всеми силами отвергаются плоти, мира и самих себя и с духовною «жаждою» приходят ко Христу, однако «не пиют» еще от источника благословений, не ощущают в себе утешительного присутствия благодати освящающей и обновляющей, или, ощутив мгновенно, теряют оное. В Евангелии написано, что некогда, между тем, как Сам Иисус Христос проповедывал о Дусе, егоже хотяху приимати верующии во имя Его, не у бе Дух святый приемлемый, яко Иисус не у бе прославлен (Ин.VII, 39). В другом месте Он говорит ученикам Своим, что и после неизменного Ему последования надобно прежде искушенным быть лишением видимого присутствия Его и потом уже взыти к таинственному общению Духа Святого: уне есть вам, да Аз иду. Аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам; аще ли же иду, послю Его к вам (Ин. XVI, 7). Даже по воскресении Его, когда Ему дадеся… всяка власть на небеси и на земли (Мф. XXVIII, 18), потребны были апостолам пятьдесят дней терпения, единодушных молитв и молений (Деян. I, 14), дабы они могли, упразднясь от всего, единого, наконец, исполнитися Духа свята и начать жить в сем исполнении. Токмо «упразднясь» от всего, удостоились они «праздновать» великий праздник Божий. Может быть, и для вас, ревнующие об апостольском последовании Христу, но не ощущающие на себе «помазания от Святаго», – может быть, и для вас потому «не у есть Дух святый, яко Иисус не у прославлен» в вас; может быть, вы прияли Его еще токмо, яко «Пророка», носящего «слово Божие» во устах своих, но еще не посвятили себя Ему, яко «Священнику», да в общении всемирные жертвы своей всецело вознесет и вас в благоприятное приношение Отцу Своему; еще не превознесли Его, «яко Царя», да никакое желание и мысль не воздвигнется без Его мановения? Может быть, «уне есть и вам, – если разумеете» и взыскуете «Христа» более «по плоти» (2 Кор. V, 16), нежели по духу, – да «отъимется» на время от душ ваших вожделенный «Жених» (Мф. IX, 15; Мк. II, 20), и лишение духовных утешений очистит вашу веру, возвысит любовь, утвердит терпение, изощрит молитву, изгонит опасное самоуслаждение, приготовит сугубое блаженство.

Но те, в которых, если не ощущается, по крайней мере, уже начинается сокровенною рукою «помазание, не требуют, да кто учит их: яко то самое помазание учит их о всем» (1 Ин. II,  27). Что мы сотворим, живущие токмо плоти и крови, которыя царствия Божия наследити не могут (1 Кор. XV, 50)? Что будем мы, по духу мертвые, хладные и сухие, подобно раcсеянным среди поля «костям» в Иезекиилевом видении? Оживут ли кости сия (Иез. XXXVII, 3)? – вопрошал Бог Пророка, желая ниспослать на них животворящего Духа Своего. Не хотяй смерти грешников, но еже обратитися и живым быти им (Иез. XXXIII, 11), без сомнения, и на сии духовные остовы с толиким же взирает милосердием и желанием их оживления Духом Святым. Оживут ли кости сия? – Господи Боже, Ты веси сия (Иез. XXXVII, 3). И ныне рцы Сам, еже рекл еси древле Пророком Твоим, яко несть в нас, иже проречет, – Сам рцы костем сим: се Аз введу в вас дух животен, – и дам Дух Мой в вас, и оживете и увесте, яко Аз есмь Господь (Иез. XXXVII, 5–6). Аминь.

(Составлено по изданию: Святитель Филарет, митрополит Московский. Творения. Слова и речи. М., Новоспасский монастырь. Т. 5: 1849–1867 гг. 2007.)