Когда Иисус Христос возносился на небо, и Апостолы, хотя уже и предупрежденные о Его восхождении ко Отцу Своему, стояли с устремленными вслед Его взорами, в изумлении от дивного события и в сетовании о разлучении с Божественным Учителем, тогда успокоить их посланы были Ангелы. Что же делают сии небожители? Какое употребляют врачевство для уврачевания Апостолов от печали?
Как крепкое врачевство, употребляют они для сей цели, мысль о будущем явлении скрывшегося от Апостольских взоров Господа: Сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, говорят они Апостолам, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо (Деян. I, 11). И как верно помогло Апостолам сие духовное ангельское врачевство. Возвратишася, – повествует Дееписатель о Апостолах, – по вознесении Господнем во Иерусалим с радостью великою (Лк. XXIV, 52). Посему-то впоследствии и сами Апостолы, когда нужно было им укрепить слабых или облегчить страждущих христиан, всегда напоминали им о будущем славном пришествии Христа Спасителя, радостном для истинных и страшном для мнимых христиан.
Можно сказать, что мысль об ожидаемом явлении Христовом была в первоначальном христианстве всеобщим основанием, которым поддерживалось все здание Христианства, и всеобщею силою, которою одушевлялось все тело его. Но так было, к сожалению, не всегда.
Всякий раз, как ослабевал в последующие века истинный дух первоначального христианства, меркла в сознании христиан и мысль о будущем славном пришествии Христовом. И человечество, под влиянием сего пагубного помрачения духовного смысла, забывая заповедь Спасителя: Непрестанно бодрствуйте (Мк. XIII, 37), ждуще блаженного упования и явления славы великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Тит. II, 11-13), погружалось в глубокий духовный сон. Забывая о горнем, небесном, начинало оно жить лишь земным (Кол. III, 2). Коснит господин мой, – говорит злой раб, – и начинает бити клевреты своя, ясти же и пити с пияницами (Мф. XXIV, 48–49). Коснит жених (Мф. XXV, 5), – думают юродивые девы и спят беспечно, между тем как последние капли елея догорают в лампадах их. Коснит Судия, – кричат ругатели Божественного Промысла: Где есть обетование пришествия Его? Отнележе бо отцы успоша, вся тако пребывают от начала создания (2 Пет. II, 4), и в надежде на сие коснение, или лучше сказать, в отчаянии, начинают ходить по своим похотям: да ямы и пием, утре бо умрем (1 Кор. XV, 32).
Что же делает в сих случаях вечно Бодрствующий Святый (Дан. IV, 10)?
Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими (Быт. VI, 3), говорит Он в Божественном Совете Своем. И там, где бессильна, не по недостатку Божественной силы, а по отсутствию восприемлемости людей, – любовь Божия, начинает вразумлять их глаголами гнева Божия.
Так некогда возглаголал гневом Своим Господь с небес, когда водами всемирного потопа потопил все греховное человечество и омыл землю от человеческих беззаконий. Так возглаголал Он, когда огнем небесным попалил греховные города Содом и Гоморру. Так было и на Голгофе. Когда греховное человечество не поняло, Кого оно распинало, заговорила сама природа. От шестого часа тьма бысть по всей земли до часа девятого (Мф. XXVII, 45). Завеса церковная раздрася на двое с вышнего края до нижнего, и земля потрясеся, и камение распадеся, и гроби отверзошася, и многи телеса усопших святых восташа (Мф. XXVII, 51–52).
Так и ныне глаголет Господь вам, о братие, очевидно потому, что и вы стали глухи к гласу Божественной любви, вследствие того, что стали забывать о небе и думаете лишь о земном. Коснит Господь приити, думаете и вы в глубинах сердец ваших.
Нет, лукавые рабы и рабыни, не коснит Господь обетования, якоже неции коснение мнят, но долготерпит на нас, не хотя да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут (2 Пет. III, 9). И кто знает, не наполнилась ли уже мера Его долготерпения? Примечайте, христиане, как со дня на день умножаются знамения Его пришествия, Им Самим предуказанные: туга языков, глады и пагубы и трусы по местам, множество соблазнов, предательство друг друга, умножение беззакония, иссякновение любви (см. Мф. XXIV, 3–33 и Лк. XXI, 11–36). Не были ли и мы свидетелями единственной в своем роде великой всемирной брани, когда не в переносном, а в подлинном смысле слова, востал, по слову Спасителя, народ на народ и царство на царство (Мф. XXIV, 7)? И то уже есть знамение близкого пришествия Судии Небесного, что так многие дремлют, не обращая внимания на поразительные знамения времени, ибо по преждереченным глаголам от святых Пророков и Апостолов: приидет день Господень, яко тать в нощи (2 Пет. III, 10). Егда бо рекут мир и утверждение, тогда внезапу нападет на них всегубительство, якоже болезнь во чреве имущей, и не имут избежати (1 Фес. V, 3).
Хотим ли мы того или не хотим, но будет некогда время, когда услышим мы сей великий и страшный глас, который с высот небесных возгласит: Се Жених грядет (Мф.XXV, 6). Се приближается Судия, се является Царь, се Бог всяческих грядет судити живых и мертвых! Тогда от гласа сего содрогнутся основания земли, и силы небесные подвигнутся (Мф. XXIV, 29). Соберутся лики Ангелов, Архангелов, Херувимы и Серафимы, и все многоочитые с крепостию и силою возгласят: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, Сый, Иже бе и Грядый, Вседержитель! (Откр. IV, 8). И всякая тварь на небе и на земле и под землею с трепетом возопиет: Благословен грядый во имя Господне! И подобно страшной молнии воссияет и явится для суда над вселенной Великий и Славный Бог наш!
Святые по знамениям времен узнают это время. Но кто имеет ум обращенным на дела житейские и любит земное, тому не может быть сие ясно, – по слову преподобного Ефрема Сирина (Слово на пришествие Господне). Почему таковых и наказывает Господь нарочитыми знамениями гнева Своего… Днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших (Евр. III, 7).
Се грядет со облаки, и узрит Его всяко око (Откр. I, 7). Блажен, кто может от всего сердца сказать: Ей, гряди, Господи Иисусе! Аминь.
(Источник: Беттс Ричард (Фома), Марченко Вячеслав. «Духовник Царской Семьи. Святитель Феофан Полтавский». М., 2010. С. 216–219.)