Там и здесь по временам совершаются празднества, как и ныне. На эти праздники стекаются люди, продают и покупают. Но это не надолго; ибо скоро все расходятся. Но душевный праздник один есть и непрерывный, на всю жизнь каждого простирающейся, в который предметами купли и продажи служат не злато, не серебро, не одежды и не другое что из вещей преходящих и тленных, но спасение души, жизнь вечная, царство небесное, о коих люди, все тщание долженствующие иметь, мало однако же и при том немногие заботятся, все же попечение и все усилия обращают на вещи суетные и тленные.
Мы же, братие, не попустим себе уклониться от главной цели нашей, и от доброй купли, но слыша Господа говорящего: царствие Божие внутрь вас есть (Лк.XVII,21), всеусердно всякий день будем домогаться стяжать Его, не злато и серебро сокровиществуя, но веру правую и жизнь непорочную, послушание, терпение, смиренномудрие, великодушие и любовь, яже есть соуз совершенства (Кол.III,14). Сие и Господь показал в Евангелии, сказав: подобно есть царствие небесное человеку купцу, ищущу добрых бисерей: иже обрет един многоценен бисер, шед продаде вся, елика имяше, и купи его (Мф.XIII, 45,46). Вы – добрые купцы, все оставившие и вместо всего купившие добрый, предобрый, и предорогой маргарит – Христа, когда решились взять крест и идти вслед Его, в преподобии и правде. Но как празднество есть время радования и недремлющего бодрствования, будем и мы радостны и бодренны, купуя на здешнем празднестве спасение свое. Добр продавец, который во всем действует с благоговейным вниманием и никогда не выходит из себя; добр покупатель, который безчестия принимает радостно; добр меняльщик, который дает кровь и получает Дух – через терпение, с коим исполняет послушание.
Но как слово наше коснулось послушания, то почтим в кухне исполняющих череды свои, как более трудящихся, друг друга тяготы носящих и тако исполняющих закон Христов любовью; почтим и пекущихся о необходимых потребах братий, как добрых и опытных экономов о Господе; почтим и на псалмопениях радушно и благоговейно поющих, как достойных большего воздаяния. И смотри, какова жизнь наша, каково действование, какова блаженная купля, которую деяли святые отцы наши с полным усердием, которую и мы, добре совершив и успешно окончив, с радостью возвратимся домой, по реченному святым Давидом: обратися душе моя в покой твой, яко Господь благодействова тя (Пс.CXIV,7). И буди всем нам в час смерти испустить таковой глас, как отходную молитву, и улучить за тем жизнь вечную во Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь.
(Преподобный Феодор Студит. Подвижнические монахам наставления. Слово 245-е. Добротолюбие. Том IV. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992. С. 459–460.)