Слово крестное для нас есть сила Божия (Кор. I,18) потому, что чрез него открыто нам могущество Божие, т. е. победа над смертью, и потому, что, как четыре конца креста держатся и соединяются его средоточием, так же силою Божией держится высота и глубина, долгота и широта – вся видимая и невидимая тварь. Крест дан нам на челе в знамение, как обрезание Израилю, ибо крестом мы, верующие, отличаемся и распознаваемы от неверующих. Он есть щит и оружие против диавола, и знамение победы над ним. Он есть печать, чтобы нас не коснулся губитель. Он есть для лежащих восстание, для стоящих – утверждение, для немощных – опора, для пасомых – жезл, для обращающихся – руководство, для преуспевающих – приведение к совершенству; он – спасение души и тела, отражение всех зол, податель всех благ, истребление греха, растение воскресения, древо жизни вечной. Итак, должно поклоняться сему истинно драгоценному и Досточтимому Древу, на котором Христос принес Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением Святого Тела и Крови; должно также поклоняться гвоздям, копью, одеждам и священным жилищам Христовым, каковы есть ясли, Вертеп, спасительная Голгофа, животворящий гроб, Сион – твердыня церквей и т. п.; как говорит Богоотец Давид: пойдем к жилищу Его, Поклонимся подножию ног Его (Пс. CXXXI, 7). То, что Давид говорит это о кресте, видно из последующих слов: стань, Господи, на место покоя твоего (Пс. CXXXI, 8). Ибо Воскресение следует за Крестом. Если вожделены для нас дом, ложе и одежда любимых нами, то гораздо более должно быть вожделенным то, что принадлежит Богу и Спасителю и чрез что мы получили спасение.
Мы поклоняемся также и изображению Честного и Животворящего Креста, из какого бы вещества оно ни было сделано, – поклоняемся, не вещество почитая (да не будет!), но изображение, как знамение Христово. Ибо Христос, беседуя с учениками Своими, сказал: тогда явится знамение Сына Человеческого на небе (Мф. XXIV,30), разумея под этим Крест. Итак, должно поклоняться знамению Креста; ибо где знамение, там будет и Сам Христос. Но веществу, из которого составляется изображение креста (будет ли то золото или драгоценные камни), если образ креста как-либо разрушится, не следует поклоняться. Так, поклоняясь всему, что посвящено Богу, мы воздаем честь Ему Самому.
Цитируется по источнику: Святоотеческая хрестоматия. Составитель протоиерей Николай Благоразумов (1836–1907). М., 2001. С. 661–662.