С конца ХIX века в употребление вошло слово «подсознание». Как его нужно правильно понимать?
При сотворении Богом человека, в нём не было так называемого «подсознания». Оно, как следствие греха, появилось в нём позже и, как незаконное пред Богом образование, стало пребывать в человеческом естестве после грехопадения.
Праотец Адам и праматерь Ева находились в Раю в непосредственном общении с Богом. Сознание их было ясным и совесть чистой. Их единение с Богом ничто не разделяло. Они имели любовь и полное доверие к Богу, и ничего сокрываемого ими от Бога в них не было. Благодать Божия покрывала их, и они, хотя были «оба наги», – «не стыдились» (Быт. 2, 25). Но после преслушания ими заповеди Бога о невкушении плода с древа познания добра и зла (Быт. 2, 16-17), – после вкушения ими этого плода, благодать Божия, покрывавшая их, оставила их: «и узнали они, что наги» (Быт. 3, 7). Их впервые посетил стыд, и они: «сшили смоковные листья и сделали себе опоясания» (Быт. 3, 7). Они почувствовали свою вину за преслушание Бога. «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня» (Быт. 3, 8). Их впервые посетил страх. Любовь к Богу, в которой пребывали Адам и Ева до преслушания ими воли и заповеди Бога, сменилась страхом. Совесть обличала их, сознание вины приводило в страх. «И скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая» (Быт. 3, 8). «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (Быт. 3, 9-11). Бог призывал Адама, таким образом, к покаянию, но тот не открыл свою вину Богу, а скрыл её под сознание (как заметают сор под ковёр). Вследствие нарушения заповеди Бога, чистота совести у Адама и Евы была нарушена. Вместо покаяния они, сокрывая свою вину, стали оправдываться. «Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела» (Быт. 3, 12-13). И сказал Бог Еве: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3, 16-19). И выслал Бог Адама и Еву «из сада Едемского» (Быт. 3, 23).
С того времени и до наших дней потомки праотца Адама продолжают, вопреки совести, оправдывая себя, сокрывать от Бога содеянное греховно под сознание. В них образовался своего рода «тёмный подвал» – греховный «тайник», в который стало прятаться всё незаконное и погрешительное пред Богом.
Накапливаемые в человеке греховные помышления, пожелания и впечатления от содеянных поступков могут быть очищены только благодатию Божией в таинстве Покаяния на исповеди. Иначе они остаются у человека в «тёмном подвале» под сознанием и производят своё действие на душу и тело человека. В нём помрачаются ум и сознание, усиливаются страсти, ослабевает произволение (воля), поэтому человек совершает неконтролируемые умом («спонтанные») греховные поступки. Диаволу легко воздействовать на такого человека. Без действия благодати Божией греховное содержимое, находящееся под сознанием человека, очищено быть не может. И тогда для человека невозможны: ясность ума и сознания, чистота совести и сердца, постоянство и твердость благого произволения, душевный мир, единение с Богом.
В психологии утверждается, что якобы находящееся в человеке «подсознание», является самостоятельной областью чего-то «безсознательного» и «неосознаваемого». Православные люди знают, что человек сотворён Богом с безсмертной душой, умом, свободным произволением (волей), совестью. Ум должен владычествовать в человеке над чувствами и волей, должен контролировать всё в нём. Святой апостол Павел говорит нам: «Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1 Кор. 14, 20). Ум должен давать оценку всему, что возникает внутри человека (помыслам, пожеланиям, влечениям, нелепым воспоминаниям) и тому, что приходит извне, а произволение должно тотчас не принимать и отвергать то, что незаконно и погрешительно пред Богом. Поэтому ничего «безсознательного» и «неосознаваемого» в православном человеке быть не должно. Язычники же и люди, по образу жизни находящиеся вне Православной Церкви, живут, не ведая Бога, а, стало быть, не знают должной духовной жизни, и поэтому в них всё «безсознательно» и «неосознаваемо». Соответственно, жизнь их безпорядочна, страстна и греховна. Их жизнь полна «случайностей». Они совершают неразумные – неконтролируемые умом, постыдные поступки. И всё неясное, мутное (исполненное страстей и пороков), постыдное и греховное, чтобы их совесть не безпокоила, они загоняют под сознание – в «тёмный подвал». Причем, «подсознание» понимается людьми мiра сего, как нечто весьма ценное, откуда будто бы приходят «ценные» идеи. Но ничего ценного в «тёмном подвале» с греховным содержимым быть не может.
По причине путаницы – непонимания людьми смысла терминов «подсознание», «подсознательно», православному человеку лучше их не употреблять в своей речи. У нас должно быть правильное осознание и восприятие всего. Непонимание чего-либо, недоумения, смущения необходимо тотчас прояснять, а для этого нужно искать ответы в творениях святых отцов Церкви и обращаться к духовнику, который должен быть духовно опытным. Необходимо очищать совесть в таинстве Покаяния и хранить чистоту её, чтобы у нас не было ничего сокрытого и сокрываемого пред Богом. В нас, возрождённых в таинстве святого Крещения к жизни с Богом, – к Вечной Жизни, не должно быть «тёмного подвала» с греховным содержимым, ничего постыдного, греховного, смутного и неясного, никаких тёмных уголков души, которые не были бы освещены светом Христовой веры. Господь Бог наш, Своею благодатию и человеколюбием, да очистит нас от всего, что является препятствием к единению с Ним!