Недостаточность разума и воли человеческой, при ее стремлении к добру может быть восполнена содейством благодати Божией, проявляющейся как следствие покаяния и молитв к Богу. Как говорит преподобный Максим Исповедник: «Человек имеет два крыла: свободу и благодать. Добродетели влагает в нас Бог; Он вкладывает их в человеческое сердце, а человеку принадлежит труд и пот». История Церкви Христовой и опыт душ христианских свидетельствуют о силе и действенности благодати Божией. Слабы часто разум и воля человека, не по силам ему бороться с грехом. Но через начало покаяния, выполнение заповедей и молитву его воля укрепляется благодатию, и тогда он побеждает грех. То же действие производит и молитва за него ближних.
К человеку, понуждающего себя на тесном пути, с первых же минут приходит на помощь благодать. Ее нельзя домогаться, но ради нее надо трудиться. Исполнение заповедей есть начало, это то движение, которое делает неумеющий плавать, бросаясь в глубокую воду. Благодать тут же поднимает из водной бездны мужественную душу, и начальная глубина страха и холода становится затем покоем, теплом и свободой.
Итак, благодать Божия всегда готова поддержать и помочь. Но Бог ждет, чтобы человек проявил подвиг веры и сам смело вступил на трудный путь покаяния и подвига… В дальнейшем пути благодать будет уже постоянно поддерживать христианина и укреплять его на «тесном» и «узком» пути ко спасению.
По существу, без промыслительной помощи Божией человек вообще не может сделать ничего доброго. Человек всегда и во всем нуждается в помощи Божией: в укреплении и своей веры, и своей воли к добру.
…Для всех, кто ищет дара веры и своего спасения, наиболее доступный путь привлечения благодати – путь глубокого покаяния, полноты смирения и посильного подвига. При наличии этого благодать Божия всегда снизойдет на искренне кающихся.
Свидетельством этого является случай из практики одного благочестивого пастыря. К нему на исповедь пришел молодой человек, по своему виду и поведению получивший отличное воспитание и образование. Незнакомец заявил пастырю, что он пришел не исповедоваться, а побеседовать по вопросам религии.
Священник ответил, что он не берется философствовать на высокие темы, но с радостью примет покаяние пришедшего. Молодой человек заявил тогда, что он не может каяться, так как он не имеет веры и не понимает необходимости в исповеди.
«Бедный вы, бедный, – сказал тогда пастырь. – Как мне вас жаль! Маленькие дети счастливее вас и знают более чем вы. Я вот совсем мало образован, но вы в своей темноте еще темнее меня. Если же вы хотите просветить свою душу верой, то я вам укажу путь, как ее получить… Подойдите ко мне и расскажите свою жизнь, расскажите все без утаивания, в чем обличает вас совесть и все свои поступки против истины, правды и любви».
Чувствуя во взоре священника любовь и участие к себе, душа молодого человека как бы невольно покорилась, и он подошел к пастырю, перекрестился, чего никогда не делал раньше, и, ничего не утаивая, смиренно раскрыл раны своей души. По мере его рассказа душа его размягчалась, появилось умиление, давно им не переживаемое, и он кончил свою исповедь со слезами на глазах, на коленях перед крестом и Евангелием.
Когда была прочитана разрешительная молитва, то с коленей встал уже другой человек, познавший всю силу таинства покаяния и ощутивший всем существом Божие присутствие и милосердие, более не сомневающийся в существовании Бога. И приходящего ко Мне не изгоню вон, – сказал Господь (Ин. VI, 37).
Некоторых христиан смущает вопрос: как согласовать свободу человеческой воли с воздействием на нее Божией благодати и каково соотношение этих двух сил в практике жизни христианской. Подобный вопрос был задан преподобному Иоанну – сподвижнику преподобного Варсонофия Великого. Старца спросили: «Бог сотворил человека свободным и Сам же говорит: ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. XV, 5) – как согласовать свободу с тем, что без Бога ничего нельзя сделать?» Старец ответил: «Бог сотворил человека свободным, чтобы он мог склоняться к благому: склоняясь же к нему произволением своим, он не в состоянии бывает совершить благое без помощи Божией, так как это написано: Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего (Рим. IX, 16).
(Составлено по изданию: Н.Е.Пестов. Современная практика православного благочестия. Т. 1. СПб., 2001. С. 182–187.)