Благодать чудесных исцелений от нетленных мощей угодников Божиих служит причиною того, что святые мощи эти бывают почитаемы всеми. Чрез них Господь благоволит ниспосылать Свои великие и богатые милости всем, кто с верою и любовью к ним притекает в своих нуждах, в бедах и болезнях душевных и телесных: больным дарует выздоровление, слепым – зрение, глухим – слух, немым подает дар слова. У святых мощей верующий может находить для себя и защиту от искушений, и утешение в скорбях, и помощь в борьбе со грехом, и укрепление в добродетели, и вообще все, что необходимо для душевного спасения…
В честь преподобных отец наших Зосимы, Савватия [и Германа], купно ныне празднуемых, побеседуем о веровании Святой Церкви в молитвенное ходатайство за нас святых пред Богом, на основании коего и совершается почитание святых мощей…
Истину о духовном видении святых подтвердим отеческими сказаниями. Преподобный Павел Препростый, ученик Великого Антония, пришел в один монастырь для посещения братии. После обычных взаимных приветствий все пошли в церковь к молитвенному правилу. Блаженный Павел остановился у входа и смотрел на каждого входящего в церковь, внимая тому душевному расположению, с каким каждый брат входил. По особенному дару благодати Божией, он видел состояние души каждого подобно тому, как мы друг у друга видим лица. Все входили с светлыми и веселыми лицами, и с каждым шел ангел, радуясь о нем. Но одного из братий увидел Павел с лицом черным, все тело его было темно; с обеих сторон держали его демоны и влекли к себе, вдевая узду в его ноздри. Святый ангел печальный и плачущий следовал за ним издалека. Павел, проливая слезы, сидел у дверей церковных и горько рыдал о том, кого он увидел в таком душевном состоянии. Некоторые из братии, заметив слезы и рыдание старца, стали упрашивать его сказать им о причине плача, и предлагали ему войти в церковь. Но Павел не принял предложения и продолжал сидеть у дверей. По окончании молитвословия он опять внимательно смотрел на выходящих, чтобы видеть, в каком душевном состоянии каждый выйдет из церкви. И вот, видит он, что муж, у которого прежде лицо было черным и все тело темным, выходит из церкви с лицом светлым, тело его было чисто. Демоны, которые прежде держали его, шли вдали. Возле же него шел ангел в веселии и радости. Павел пришел в восторг и, благословляя Бога, взывал: «О, неизреченное милосердие Божие!» Поспешно взошел он на возвышенное место и громким голосом сказал: «Придите, видите дела Господа, Который хочет всем человекам спастись и в познание истины придти!» На голос Павла стеклось все братство монастыря, желая услышать, что он скажет. Когда все сошлись, Павел поведал виденное им при входе в церковь братии и выходе ее из церкви, и просил того мужа объявить причину, по которой Бог даровал ему такое внезапное изменение. Обличенный Павлом брат открыто поведал всем причину случившегося с ним. «Я, – сказал он, – грешник, и доселе предавался любодеянию, и ныне, войдя в церковь Божию, услышал я глас читаемого пророка Исаии: измыйтеся, и чисти будите, отымите лукавство от душ ваших пред очима Моими, научитеся добро творити. И аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю, и аще хощете и послушаете Мене, благая земли снесте (Ис. I, 16–19)». «Я, – продолжал он, – приведен был этими словами в необыкновенное умиление, и, воздохнув от глубокого сознания греховности моей, возопил мысленно к Богу: «Боже! соверши со мною грешным то, что Ты обетовал ныне чрез пророка Твоего. Ныне же даю Тебе обещание, что уже не буду более делать этого греха, отрицаюсь от всякого беззакония и отселе послужу Тебе чистою совестью». Дав эти обеты, я вышел из церкви. Вся братия, услышав это, славословили Бога…
По благости Своей Бог готов даровать нам все нужное и многое дарует прежде прошения нашего. Но по правде Своей Он благоволит являть помощь Свою тем, которые, нуждаясь в ней, усердно просят у Него, как дети у Отца, выражая пред Ним чрез это и бедность свою, заслуживающую Его милости, и зависимость свою от Его воли, и надежду свою на Его благость. Притом, Господу угодно являть Свою помощь просящим у Него не непосредственно, а чрез служителей Своих. Чрез ангелов Своих Он наставляет нас на все доброе, чрез них охраняет нас от всего вредного и злого, от действия на нас злых духов. Ангелам Своим заповедает о тебе охранять тебя на всех путях твоих, да не приткнешься о камень ногою твоею (Пс. ХС, II), – учит Псалмопевец. Как от земных владык мы получаем исполнение прошений своих не непосредственно, а чрез многих подчиненных им служителей, и чрез последних имеем доступ к первым, так чрез святых ангелов… мы получаем от Бога всякую благодать, а будучи поставлены в такое близкое отношение ее к нам, они и предстательствуют за нас у Бога. Равным образом таких же ходатаев мы имеем в лице святых Божиих, которые, быв подобострастными нам человеками, сделались ангелоподобными и составляют ныне с святыми ангелами один сонм небожителей… Они всячески благодетельствовали им, молитвами своими ходатайствовали за них пред Богом и служили для них образцами богоугодной жизни. По смерти оставили по себе святую память последующим родам на все времена…
Поэтому несомненно, что святые угодники Божии принимают такое же участие в деле нашего спасения, как и ангелы Господни. Они вспомоществуют нам в нуждах наших, ходатайствуют за нас пред Богом и спасают от всяких бед и злоключений. И примеры чудодейственной помощи святых мы видим во все времена. Совершаются и в наше время многие чудотворения от прославленных и вновь прославляемых святых.
Итак, будем прибегать к святым нашим угодникам Божиим, [преподобным Зосиме, Савватию и Герману, Соловецким чудотворцам,] с молением, прося их молитвенного содействия пред Господом, ибо молитвы праведных послушает Господь (Притч. XV, 29) и очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их (Пс. XXXIII, 16), и много может молитва праведного (Иак. V, 16). Аминь.
(Составлено по изданию: Сборник поучений на местные праздники Соловецкого ставропигиального первоклассного монастыря. Сергиев Посад, 1912. С. 131–138.)