 Благодать чудесных исцелений от нетленных мощей угодников Божиих служит причиною того, что святые мощи эти бывают почитаемы всеми. Чрез них Господь благоволит ниспосылать Свои великие и богатые милости всем, кто с верою и любовью к ним притекает в своих нуждах, в бедах и болезнях душевных и телесных: больным дарует выздоровление, слепым – зрение, глухим – слух, немым подает дар слова. У святых мощей верующий может находить для себя и защиту от искушений, и утешение в скорбях, и помощь в борьбе со грехом, и укрепление в добродетели, и вообще все, что необходимо для душевного спасения…
Благодать чудесных исцелений от нетленных мощей угодников Божиих служит причиною того, что святые мощи эти бывают почитаемы всеми. Чрез них Господь благоволит ниспосылать Свои великие и богатые милости всем, кто с верою и любовью к ним притекает в своих нуждах, в бедах и болезнях душевных и телесных: больным дарует выздоровление, слепым – зрение, глухим – слух, немым подает дар слова. У святых мощей верующий может находить для себя и защиту от искушений, и утешение в скорбях, и помощь в борьбе со грехом, и укрепление в добродетели, и вообще все, что необходимо для душевного спасения…
В честь преподобных отец наших Зосимы, Савватия [и Германа], купно ныне празднуемых, побеседуем о веровании Святой Церкви в молитвенное ходатайство за нас святых пред Богом, на основании коего и совершается почитание святых мощей…
Истину о духовном видении святых подтвердим отеческими сказаниями. Преподобный Павел Препростый, ученик Великого Антония, пришел в один монастырь для посещения братии. После обычных взаимных приветствий все пошли в церковь к молитвенному правилу. Блаженный Павел остановился у входа и смотрел на каждого входящего в церковь, внимая тому душевному расположению, с каким каждый брат входил. По особенному дару благодати Божией, он видел состояние души каждого подобно тому, как мы друг у друга видим лица. Все входили с светлыми и веселыми лицами, и с каждым шел ангел, радуясь о нем. Но одного из братий увидел Павел с лицом черным, все тело его было темно; с обеих сторон держали его демоны и влекли к себе, вдевая узду в его ноздри. Святый ангел печальный и плачущий следовал за ним издалека. Павел, проливая слезы, сидел у дверей церковных и горько рыдал о том, кого он увидел в таком душевном состоянии. Некоторые из братии, заметив слезы и рыдание старца, стали упрашивать его сказать им о причине плача, и предлагали ему войти в церковь. Но Павел не принял предложения и продолжал сидеть у дверей. По окончании молитвословия он опять внимательно смотрел на выходящих, чтобы видеть, в каком душевном состоянии каждый выйдет из церкви. И вот, видит он, что муж, у которого прежде лицо было черным и все тело темным, выходит из церкви с лицом светлым, тело его было чисто. Демоны, которые прежде держали его, шли вдали. Возле же него шел ангел в веселии и радости. Павел пришел в восторг и, благословляя Бога, взывал: «О, неизреченное милосердие Божие!» Поспешно взошел он на возвышенное место и громким голосом сказал: «Придите, видите дела Господа, Который хочет всем человекам спастись и в познание истины придти!» На голос Павла стеклось все братство монастыря, желая услышать, что он скажет. Когда все сошлись, Павел поведал виденное им при входе в церковь братии и выходе ее из церкви, и просил того мужа объявить причину, по которой Бог даровал ему такое внезапное изменение. Обличенный Павлом брат открыто поведал всем причину случившегося с ним. «Я, – сказал он, – грешник, и доселе предавался любодеянию, и ныне, войдя в церковь Божию, услышал я глас читаемого пророка Исаии: измыйтеся, и чисти будите, отымите лукавство от душ ваших пред очима Моими, научитеся добро творити. И аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю, и аще хощете и послушаете Мене, благая земли снесте (Ис. I, 16–19)». «Я, – продолжал он, – приведен был этими словами в необыкновенное умиление, и, воздохнув от глубокого сознания греховности моей, возопил мысленно к Богу: «Боже! соверши со мною грешным то, что Ты обетовал ныне чрез пророка Твоего. Ныне же даю Тебе обещание, что уже не буду более делать этого греха, отрицаюсь от всякого беззакония и отселе послужу Тебе чистою совестью». Дав эти обеты, я вышел из церкви. Вся братия, услышав это, славословили Бога…
По благости Своей Бог готов даровать нам все нужное и многое дарует прежде прошения нашего. Но по правде Своей Он благоволит являть помощь Свою тем, которые, нуждаясь в ней, усердно просят у Него, как дети у Отца, выражая пред Ним чрез это и бедность свою, заслуживающую Его милости, и зависимость свою от Его воли, и надежду свою на Его благость. Притом, Господу угодно являть Свою помощь просящим у Него не непосредственно, а чрез служителей Своих. Чрез ангелов Своих Он наставляет нас на все доброе, чрез них охраняет нас от всего вредного и злого, от действия на нас злых духов. Ангелам Своим заповедает о тебе охранять тебя на всех путях твоих, да не приткнешься о камень ногою твоею (Пс. ХС, II), – учит Псалмопевец. Как от земных владык мы получаем исполнение прошений своих не непосредственно, а чрез многих подчиненных им служителей, и чрез последних имеем доступ к первым, так чрез святых ангелов… мы получаем от Бога всякую благодать, а будучи поставлены в такое близкое отношение ее к нам, они и предстательствуют за нас у Бога.  Равным образом таких же ходатаев мы имеем в лице святых Божиих, которые, быв подобострастными нам человеками, сделались ангелоподобными и составляют ныне с святыми ангелами один сонм небожителей… Они всячески благодетельствовали им, молитвами своими ходатайствовали за них пред Богом и служили для них образцами богоугодной жизни. По смерти оставили по себе святую память последующим родам на все времена…
Равным образом таких же ходатаев мы имеем в лице святых Божиих, которые, быв подобострастными нам человеками, сделались ангелоподобными и составляют ныне с святыми ангелами один сонм небожителей… Они всячески благодетельствовали им, молитвами своими ходатайствовали за них пред Богом и служили для них образцами богоугодной жизни. По смерти оставили по себе святую память последующим родам на все времена…
Поэтому несомненно, что святые угодники Божии принимают такое же участие в деле нашего спасения, как и ангелы Господни. Они вспомоществуют нам в нуждах наших, ходатайствуют за нас пред Богом и спасают от всяких бед и злоключений. И примеры чудодейственной помощи святых мы видим во все времена. Совершаются и в наше время многие чудотворения от прославленных и вновь прославляемых святых.
Итак, будем прибегать к святым нашим угодникам Божиим, [преподобным Зосиме, Савватию и Герману, Соловецким чудотворцам,] с молением, прося их молитвенного содействия пред Господом, ибо молитвы праведных послушает Господь (Притч. XV, 29) и очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их (Пс. XXXIII, 16), и много может молитва праведного (Иак. V, 16). Аминь.
(Составлено по изданию: Сборник поучений на местные праздники Соловецкого ставропигиального первоклассного монастыря. Сергиев Посад, 1912. С. 131–138.)
