Память и забвение. Архиепископ Иоанн (Шаховской)

Несовершенство души человеческой про­является в том, что она забывает важное и помнит суетное. Забывает то, что не надо за­бывать, и помнит то, что нужно забыть.

Применяя к этому известное изречение, можно было бы спрашивать всякого человека: «Скажи мне, что ты забываешь и что ты пом­нишь, и я тебе скажу – кто ты».

Начнем же спрашивать самих себя, что мы, люди, а особенно мы, верующие, помним и что забываем. Помним ли мы всегда о Том, Кто дал нам жизнь? Не забывает ли наша душа Бога? Сильна ли, глубока ли, живительна ли наша память об этой истине, о реальности высочай­шей? Помним ли мы то, что Сотворивший нас всегда с нами пребывает, хотя мы и не всегда бываем с Ним? Помним ли мы, что Дух Святой проникает во все наши помыслы, читает наши мысли и судит намерения? Помним ли мы, что Живой Христос, пребывающий в мире, есть ве­личайшая Святыня, Чистота, Правда и Любовь? Удержала ли наша память Его Заповеди и за­коны, которые дал Господь для нашей жизни и ее спасения в вечности? Остаются ли в нашей душе слова Христовы, слова такой силы любви и доверия к нам, что Он называет нас детьми и братьями, а не наемниками, а тем более – не врагами своими, хотя мы, делая зло, более по­хожи на Его врагов. Помним ли мы, что Слово Божие вочеловечилось и стало рядом с нами, заговорило на нашем языке и научило нас ви­деть в себе и в других внутреннего, духовного, человека, друга Богу? И еще, помним ли, как был отвергнут Христос, как мало было у Него защитников, как не нашлось Ему места на зем­ле ни в первую Его земную, ни в последнюю Его минуту? Но, словно молния, блистающая от востока до запада (Мф. XXIV, 27), чудно, та­инственно, неопровержимо воскрес Христос, встал из Своего гроба и явился ближайшим ученикам, 12-ти, и 70-ти, и пятистам, и Его, Воскресшего, узнавали, и Он давал безмер­ную надежду людям; как Он после взошел на небо, скрылся в невидимый мир, чтобы стать еще ближе к каждой душе на земле, еще со­вершеннее, встать у порога каждого человече­ского дома. Помним ли мы, что ангелы и духи святых окружают людей и особенно близки к призывающим их?

Сохраняет ли наша память, где бы мы ни были, ту истину, что земная, краткая наша жизнь всегда лишь на волосок отстоит на земле от великого незримого мира, и каж­дую минуту мы можем быть позваны в другой мир, на последний суд Правды Небесной?.. Помним ли это всегда, а особенно тогда, когда давящая душу тяжесть входит в нас и какой-то внутренний голос шепчет льстивые, темные слова, и наша душа начинает коле­баться и склоняться ко злу? Помним ли мы тогда о Боге, взываем ли к Нему? Помним ли мы, после своего греха, что Милостив Господь и дал нам путь восстановления духовного в покаянии. Помним ли мы в минуты уныния, что Господь Долготерпелив, а в минуту иску­шения злом – что Господь Праведен? И, глядя на окружающих нас людей, помним ли мы, что наш Господь – есть и их Господь; наш Не­бесный Отец есть и их Отец; их Судья и наш Судья? Помним ли мы, что оправдывается или осуждается человек только от дел сво­их (Мф. XII,37), но что без веры невозможно угодить Богу (Евр. XI, 6)?.. Такие духовные со­кровища истины и безсмертия может хранить наша память, наша жизнь. Хранит ли она это сияние? Блажен тот, который знает истину Божественной любви к нам. Ни на что другое не умея надеяться, он надеется на Любовь Божию и живет любовью Господа своего.

Не о всем, а о самом главном я спросил че­ловеческую совесть и память. И теперь я хочу допросить человеческое забвение.

Забвение, поглотило ли ты все обиды мо­ей жизни, все горести и все боли, все страхи жизни? Поглотило ли ты, забвение, суету про­шедшей жизни, все ее ничтожные пережива­ния, недоразумения, пустые слова, ненужные споры и волнения?.. Лишь на поле, очищенном забвением суеты, вырастает мудрость.

Забвение смелое, ты, как вода чистого родника, уносишь прах земли и топишь его в себе, не теряя своей сверкающей чистоты. И человеком может быть лишь тот, кто мудро забывает себя, помня о Боге и Его правоте. Святым забвением своим и светлой памятью мы входим в настоящую жизнь.

(Источник: Архиепископ Иоанн (Шаховской). Апокалипсис мелкого греха. М., 2011. С. 60–61.)