Святые места, прославленные мощами угодников Божиих и служащие памятниками их подвигов и чудес, всегда были предметом благоговейного поклонения верующих, стекавшихся для этого иногда издалека. Обычай путешествовать на поклонение святым местам становится известным в нашем отечестве вскоре по утверждении в нем христианской веры. Еще при жизни основателей Киево-Печерской обители, Антония и Феодосия, их пещеры были посещаемы многими благочестивыми жителями Киева, даже великими князьями, для принятия благословений и наставлений от сих преподобных отцов, a по смерти их и по прославлении многие стали приходить в их обитель для того, чтобы поклониться их гробницам и молитвою к самим чудотворцам испросить y Бога благодать и милость. Впоследствии множество поклонников стала привлекать к себе обитель преп. Сергия, которую ежегодно, и нередко пешком, посещали великие князья и цари русские. За нею наша Соловецкая обитель прославилась своими чудотворцами, и еще в начале своего существования приняла в недра свои нетленные и подающие исцеления мощи преп. Савватия, первым поклонником которых был сам преп. Игумен Зосима, перенесший их из первоначального места их погребения, – с пустынного берега реки Выга, – в новоустроенную свою обитель. И в наше время не оскудела благодать Божия, вновь открывающая и прославляющая святые места. Так, Господу Богу угодно было указать для благочестивых путешествий обитель Задонскую, хранящую нетленные останки святителя Тихона, и древний соборный храм Чернигова с новоявленными мощами святителя Феодосия. Саровская пустынь Тамбовской епархии прославилась преподобным Серафимом; в Белгороде, Курской епархии, под соборною церковью Троицкого монастыря открытые в 1911 году почивают нетленные мощи Святителя Иоасафа Горленко, епископа Белгородского, повествованиями и описаниями чудес которого исписана целая книга. И сколько еще таких мест в обширной земле русской, которые ждут воли Божией, чтобы в недалеком будущем открыто явить новые источники божественной благодати.
Всем известно, что святые места посещаются для богомолья, почему и все посетители их именуются богомольцами. Но не все ли равно – где им молиться? – спросят другие. – Бог не везде ли одинаково действует? не на всяком ли месте Он слышит наши молитвы? Равно и духи праведных не везде ли могут являть свою помощь призывающим их? не напрасный ли труд переходить море и сушу, чтобы поклониться той или другой святыне, и на месте ее помолиться Богу и святым Его? – Без сомнения, святые Божии и во всяком другом месте могут внимать нашим молитвам и исполнять их. Но опыты всех времен Церкви христианской свидетельствуют, что души святых ближе к тем местам, где покоятся блаженные телеса их, – что есть некоторая непостижимая, особенная связь между мощами святых и их духами. Многие святые, особенно в начале прославления их, являлись призывающим их молитвенно недужным и посылали их для исцеления в те места, где находились их мощи, от которых те и получали исцеление.
Истинные поклонники, с верою приходящие к святым местам, всегда испытывают на себе действие благодати Божией, и возвращаются от святых мест с миром душевным, исцеленные от душевных недугов, a другие получают исцеление от недугов и телесных. Только не требующие никакой особенной помощи не ощущают в себе благодатного действия. Скажем несколько слов об истинных и ложных богомольцах. В древнем Египте в монастырях, основанных преп. Антонием Великим, существовал обычай –различать поклонников, прибывающих в эти монастыри, давая им разные наименования: одних, отличавшихся благочестием, простотою нрава и истинным намерением своего путешествия, называли иерусалимлянами, к какому бы народу эти богомольцы не принадлежали; других, обнаруживавших противные качества и имевших неистинное расположение духа, называли египтянами, хотя бы они происходили из разных стран. Когда авва Антоний посещал свои монастыри, то всегда спрашивал y заведовавшего приемом странников эконома, кто пришедшие – египтяне или иерусалимляне. Тот отвечал ему так, как случалось: то иерусалимляне, то египтяне, то говорил, смесь, т е. иерусалимляне и египтяне вместе. Если прибывшие странники были египтяне, по разумению монастырского эконома, то Великий Антоний приказывал ему таких накормить и отпустить, если же пришельцы были иерусалимляне, то преподобный авва назидал их лично своею духовною беседою, и, как муж благодатный, разрешив своею прозорливой речью и мудрым наставлением все их душевные вопросы и недоумения, отпускал с миром. Здесь надо заметить, что такие духовные беседы святых мужей и были целью путешествия поклонников в древности. Первоначальные монастыри Египта и Палестины привлекали к себе посторонних пришельцев не теми источниками благодати, коими в наше время монастыри привлекают к себе своих многочисленных поклонников: святых мощей угодников Божиих, или явленных и чудотворных икон в те времена еще не было в таком обилии, как ныне. В древние монастыри стекались во множестве пришельцы из далеких мест за тем, чтобы назидать себя и поучаться от живых источников благодати, обитавших в тех монастырях – святых мужей, славившихся духовною жизнью, прозорливостью и чудотворениями. Поэтому не удостоить личной беседы, или даже лишить очного свидания кого-либо из пришельцев такому лицу, ради которого предпринято путешествие, значило сделать это путешествие напрасным и труд путника не вознагражденным.
Нынешние монастыри наши не могут подражать такому мудрому обычаю древних Антониевых монастырей, потому что они поставлены совсем в другие условия: наши святыни монастырские открыты для всех и ни для кого не могут быть укрываемы; они доступны не только для благонамеренных поклонников, но и для лжепоклонников всякого рода. Поэтому таких отличий, подобных древним, и не существует в наших монастырях. Между тем необходимость различать истинных богомольцев от ложных в настоящее время более и более становится ощутительною. Ныне, с развитием путей сообщения, число поклонников в святых обителях увеличивается ежегодно, и это особенно приметно на такой удаленной и пустынной обители, как наша Соловецкая, которая еще недавно стала сообщаться такими усовершенствованными путями с остальным миром. К несчастию, это приращение богомольцев, за немногими исключениями, падает на таких посетителей обители, которых, по всей справедливости, надо назвать египтянами Соловецкого монастыря.
К названному разряду богомольцев, или, вернее, лжебогомольцев, будут принадлежать все те, которые смотрят на путешествие к святым местам, как на прогулку и простое развлечение, или как на полезное для здоровья движение, – богомолье же служит для них одним предлогом. Египтянами следует назвать и празднолюбивых странников, которые, рассчитывая на легковерие простых людей, оставляют свойственные своему званию труды и все время проводят в бродяжничестве от одной святыни к другой; таковы и монастырские послушники, не уживающиеся на одном месте, а переходящие из монастыря в монастырь. К сожалению, таких странников-лицемеров на Руси всегда было и теперь бывает много.
Истинный богомолец предпринимает путешествие с единственною целью получить благодать и милость Божию, испросив ее y мощей святых угодников Божиих, которым он хочет поклониться. Такой странник –богомолец начинает молитвенный подвиг свой еще дома, продолжает его вою дорогу, усиливает в святом месте, довершает на обратном пути и заканчивает, прибывши домой. Благочестивый странник с молитвою соединяет пост и соблюдает его во все время путешествия; желая приготовить душу свою к принятию благодати на св. месте, он занимается в продолжении пути своего богомыслием, духовным чтением, воздерживается от пустых разговоров. Истинный богомолец-странник произвольно обрекает себя на всякие лишения и неудобства, пешеход выносит всякую непогоду, чувство усталости, ломоту в ногах, терпит оскорбления и обиды и отказы в самом необходимом. Особенно благоугоден Богу и спасителен для души подвиг тех, которые добровольно подвергают себя подобным лишениям, имея возможность обставить себя всеми удобствами для приятного путешествия. Такие поклонники способны ли выразить жалобу или неудовольствие на что-либо? Они всем довольны, за все благодарны, даже за самое ничтожное удовлетворение их потребностей. Таковы внутренние качества и внешнее поведение этих истых иерусалимлян древних Антониевых монастырей.
Кто же отправляется к той или другой святыне не за тем собственно, чтобы помолиться Богу на месте, ознаменованном особою Его благодатию, а за тем, главным образом, чтобы приятно прогуляться, подышать чистым воздухом пoлей и лесов, посмотреть людей, поискать приключений, – тот не святое дело, а только грех творит. И чeгo не потребует такой eгиптянин, на пути следования своего в св. обитель, чтобы ему было и приятно, и нескучно, и удобно во всех отношениях, как дома? Исполнять прихотливые желания таких лжепоклонников со стороны монастыря значило бы потворствовать нечестию, извращать святое дело паломничества. Эти мнимые богомольцы не только не получают никакого душевного утешения от святых мест, напротив, приходят в большее смущение от вceгo виденного и встреченного ими в св. месте. Они всем соблазняются, вместо спокойствия духа, какое находят все у святыни; не мирные мысли тревожат их, и они говорят, что то и то препятствует их молитве, о которой они вовсе не думали. Такое состояние духа есть прямое возмездие за то ложное расположение, с каким предпринято путешествие к святыне.
Путешествие к святым местам отнюдь не дело праздности, как несправедливо думают иные, но религиозная потребность общества, из которого выделяются члены, способные к такому предприятию и становятся носителями духа народного благочестия, обходя разные места, ознаменованные явлениями благодати Божией в чудотворных иконах и святых мощах угодников Божиих. Эти странники – богомольцы, в древнее время, когда еще письменность не была так развита, как ныне, служили живыми ходячими книгами, из коих все могли почерпать сведения о святынях, близких сердцу каждого, о жизни и подвигах угодников Божиих, о чудесных явлениях из мира духовного. Их устные рассказы о всем виденном и слышанном с мельчайшими подробностями, как очевидцев, действуют сильнее всякого описания, особенно на простых людей. Поэтому в отечестве нашем всегда было много странников, руководимых живою верою и искренней любовью к святым местам. Если в наше время, с ослаблением народной нравственности, и являются примеры злоупотребления общим доверием к странничеству, тo пo этим примерам не надо судить превратно об этом великом и трудном подвиге и пренебрегать человеколюбивым делом призрения странных, которое заповедано нам Самим Спасителем и его учениками: страннолюбия не забывайте (Евр.13:1), будьте страннолюбцы друг ко другу (1Пет.4:9).
Преп. отец наш Савватий сам испытал трудность страннической стези, во время пути своего из Валаамской обители в пределы Беломорские. В то время такие путешествия были весьма трудны от неустройства дорог, от малонаселенности тех местностей, по которым надлежало идти, от опасности со стороны разбойников в пустынных местах, от страха диких зверей в дремучих лесах. Нужду в ночлежном крове, в куске насущного хлеба, в чаше воды студеной, без сомнения, много раз пришлось испытать преподобному. А кто подаст прохожему страннику чашу студеной воды, не погубит мзды своей. И на страшном суде Господь скажет страннолюбцам, «странен бех и введосте мене». И еще: «понеже сотвористе единому сих братий Moиx меньших, Мне сотвористе» (Мф.25:35; 40). Кто же окажется тогда в числе сих меньших для некоторых страннолюбцев, живших во век преподобного Савватия? Быть может, он сам, преподобный отец наш! Будем же, братие, подражать этим блаженным страннолюбцам. Аминь.
Сборник поучений на местные праздники Соловецкого ставропигиального первоклассного монастыря. Издание Соловецкого монастыря. Сергиев Посад, 1912 г.С.152-159.
(Источник PDF-версии: https://azbyka.ru)