Поучение на перенесение мощей Святителя Филиппа. Из «Сборника поучений на местные праздники Соловецкого ставропигиального первоклассного монастыря». (Издание Соловецкого монастыря, 1912 г.)

Поучение (3-е) на перенесение мощей Святителя Филиппа
He может град укрытися вверху горы стоя. Ниже вжигают светильника и поставляют под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине суть (Мф.V, 14-15).
Такими божественными словами св. Церковь ублажает, в избранном чтении из Евангелия, память каждого из святителей Божиих, которые в земной жизни своей «сотворили заповеди Господни и также научили человеков», за что и нареклись великими в царствии (Mф. V, 19). Нетленные мощи их, подающие исцеления верующим, служат нам, странникам и пришельцам на земле, свидетельством их прославления и величия на небесах.
Святитель Божий Филипп, память которого ныне празднуем, присный ходатай пред Всевышним за возлюбленную им еще при жизни Соловецкую обитель, есть именно предызбранный Самим Господом евангельский светильник (Мф. V, 14-15). От рождения и до блаженной и мученической кончины своей светил он всем. Светит он и до сего дня не только тем, иже в храмине суть (Мф. V, 15), но и тем, которые, находясь вне освещенной храмины, стремятся, желают и молят, дабы и их озарил благодатный луч света святителя Божия и чрез двери и окна сей храмины проник в сердца их к истинному богопознанию и к хождению по стезям спасительных заповедей.
Каждому из нас, особенно живущим здесь инокам, более или менее известно житие святителя Филиппа, но для нашего общего назидания и пользы душевной припомним некоторые черты из жизни святителя, в которых особенно ясно и последовательно раскрывается и оправдывается выше приведенное евангельское изречение: «не может град укрытися верху горы стоя, ниже вжигают светильника и поставляют под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине суть».
О св. Филиппе повествуется, что он происходил из богатого, знатного, древнего боярского рода Koлычевых. Еще в отрочестве своем, среди суетного мира, он «отвращался, по сказанию пролога, пустошних детских игр, но всегда книги прочиташе и досточудных мужей жительства разсмотряше и от сего наставляшеся к лучшим» (Пролог. стр. 492, сб. 1675 г.). Эти достопримечательные слова пролога мое немощное слово обращают к вам, юные слушатели и отроки, пришедшие в сию обитель потрудиться ради Господа и св. угодников Соловецких. Подражайте достохвальному примеру св. Филиппа, запечатлейте его в сердце своем. Старайтесь также, как и он, блаженный отрок, поучаться чрез чтение душеполезных книг, рассказов и житий святых. Твердо веруйте, что доброе семя, воспринятое вами в отроческих годах, в зрелом возрасте даст вам плод мног и приведет вас, по окончании дней ваших на земле, в царство небесное. Святитель же Филипп, зря ваше усердие и радуясь ему, всегда будет ниспосылать вам свою благодатную помощь и сам невидимо будет наставлять и умудрять вас на всякое благое и доброе дело.
Обращаясь, далее к житию св. Филиппа, мы видим, что он поступает на службу к царскому двору. Положение его по человеческому суждению, блестяще и завидно. Но избранник Божий и тогда не изменил свое благонравие, и тогда украшался смиренномудрием, за что особенно был любим царем. Однако мирские почести не прельстили царедворца Феодора. (Таково было имя св. Филиппа, данное ему при рождении). По особому благодатному воздействию, от слышания евангельских слов за Литургией, он решается оставить мир и соблазны его и устремляется в далекую Соловецкую обитель, расположенную на островах Белого моря. Его влечет сюда непреодолимое желание подражать равноангельскому житию преподобных Зосимы, Савватия и Германа — Соловецких чудотворцев. Оставив Москву и дом родителей, благочестивый юноша, тщательно скрывая свое знатное и богатое происхождение, облекается в одежду простолюдина и, блуждая по неведомым ему пустынным местам, достигает Онежского озера. Здесь, в одной из прибрежных деревень, он остается на отдых y приютившего его добродетельного крестьянина, a чтобы не быть ему в тягость, исполняет все возлагаемые им на него работы. Хозяин, по некотором времени, видя его добронравие, вручает ему пасти своих овец, «Господу предрекшу о нем», как замечает составитель жития святителя Филиппа, «да прежде словесных безсловесные добре упасет». Эти слова оправдались вполне. Co временем юноша сделался пастырем не одной только словесной паствы иноческой обители, но и паствы всего Российского государства.
Но вот поступает св. Филипп на испытание в св. обитель. Что же творит бывший приближенный и любимец царя, a теперь неизвестный странник и новоначальный послушник? «Дрова убо секий и землю копая в огороде», говорится в том же прологе, «и камение перенося, овогда же и гной на плещу своею носяше н иныя тягчайшия дела творяше. Многащи же уничтожаем и бием от неразумных, не гневашеся, но с радостию терпяше вся и со смиренномудрием, никим видом, кто и откуда есть» (Пролог, стр. 493). Какой высокий пример послушания и смирения! При всей высоте своего мирского положения, он не только не считает унизительным для себя какой-либо труд для св. обители, самый даже последний и весьма нечистый, но, как уже сказано, «с радостию вся терпяше и со смиренномудрием», да еще при таком терпении и смирениии «никим видом, кто и откуда есть».  О высота твоего терпения, глубина твоего смирения, святителю отче наш Филиппе! Поистине, отцы и бpaтиe, при одной только мысли о таковых высоких подвигах и добродетелях угодника Божия невольно приходит в умиление сердце, и хотелось бы, хотя на один миг, прикоснуться к сим перлам и драгоценнейшим украшениям истинного иноческого жития. Как мало мы стараемся подражать святителю Филиппу в его терпении и труде. К крайнему сожалению, в наше слабое время многие совсем не хотят уразуметь того, что в монастыре всякое послушание свято. А если оно свято, то и душеспасительно. Поэтому, каждый должен безропотно, с постоянною молитвою на устах, проходить тот подвиг, какой будет указан ему старшими. Трудясь, пусть каждый живо помнит труды и подвиги святителя Филиппа и здесь он почерпнет обильные силы для мужественного перенесения даже самого трудного послушания.

Подобные самоотверженные труды и подвиги инока Филиппа, соединенные и подкрепляемые многими молитвенными воздыханиями, бдениями, постом и особенно глубиною смирения, были причиною того, что трудолюбивый, уклонявшийся от всякого отличия, смиренный слуга Господень избирается советом братии в игумены еще при жизни своего предместника и постригшего его игумена Алексия. Исполнилось слово Божие: «всяк смиряяй себе вознесется» (Лk. XVIII, 14). Но игуменство и настоятельство не умалило телесных и духовных подвигов Филиппа; напротив, «большими подвиги подвизався, на совершенныя добродетели восходит», говорится в его житии. Памятников многоплодных трудов и забот св. Филиппа об обители Соловецкой осталось и до наших дней так много, что перечислять все их подробно нет нужды. Каждый из нас сам хорошо их знает, укажет их постороннему пришельцу и расскажет подробно историю их. Поэтому обратим внимание хотя только на некоторые из них.
Воззрим, прежде всего, на величественный Преображенский собор, главную красу нашей обители, на храм Успения Божией Матери, с обширной трапезой и хлебопекарней, в коей Сама Царица Небесная Своею иконою явилась св. хлебопекарю — иноку Филиппу. Воззрим на братскую больницу, впервые устроенную святителем для престарелых и недужных иноков и свидетельствующую о любви св. игумена к братии. Посмотрим на Святое озеро с проведенною в него водою из 52-х озер, на сеть каналов, водяную мельницу, каменную пристань, кожевенный завод и т. д. Все это не служит ли вековечным, вещественным и неизгладимым памятником неусыпных трудов, забот и попечений св. Филиппа на пользу Соловецкой обители? Есть в нашей обители и памятники духовных и молитвенных подвигов святителя Филиппа. Вот Филиппова или Иисусова пустынь. В ней, как известно, Господь наш Иисус Христос явился св. игумену в терновом венце, в оковах, израненный, униженный, обагренный кровию. Это было предзнаменованием уготованного свыше св. Филиппу мученического венца. На месте явления Иисуса Христа св. Филиппу брызнули из земли струи чистой ключевой воды, которая и до днесь не изсякает и точит исцеления всем с верою черплющим и емлющим ее. В храме той же Иисусовой пустыни хранится и камень, служивший св. Филиппу возглавием во время отдыха его после молитвенных подвигов.
Слава о благочестивых подвигах и добродетелях смиренного игумена Филиппа распространилась по всей России. «И дойде слово о нем, говорит пролог, благоверному Царю и Великому Князю Иоанну Васильевичу всея России». Благоверный Царь, еще с юных лет любивший бывшего своего приближенного Феодора и ценивший его высокие нравственные достоинства, теперь, узнав о его досточудных иноческих подвигах, еще более высоко стал чтить св. Филиппа. Он пожелал приблизить к себе великого светильника, уже ярко светившего на крайнем севере. Царь пожелал поставить его на «свещнице» первопрестольного града своего Москвы и вручить ему жезл и правление первосвятителя Российской церкви. На избрании и назначении смиренномудрого игумена Филиппа на Всероссийский митрополичий престол, которого он не искал, исполнилось слово Божие: не может град укрытися верху горы стоя, ниже вжигают светильника и поставляют его под спудом, но на свещнице (Мф. V, 14).
Дивны были труды, подвиги и добродетели св. Филиппа, игумена Соловецкого, но еще более дивным показался избранник Божий, как первый кормчий Российской церкви, в своем святительском и исповедническом подвиге за веру православную, основанную на «камне веры», на истинах евангельского слова, за защиту невинных и обидимых, за искоренение зла и удаление от власти злых людей, окружавших царский престол и угрожавших пагубному разделению царства Российского, за твердое, но вместе с тем и кроткое, водимое Духом Божиим, вразумление царя. Святитель Филипп сам о себе свидетельствует, что св. пророк Давид вооружил его своею боговдохновенною песнию: глаголах о свидениях Твоих пред цари и не стыдяхся (Патерик, стр. 59; Пс. СХVIII, 46). И, действительно, св. Филипп, оставленный даже своими помощниками и сослужителями — епископами, не устрашился принять на себя единолично гнев Грозного Царя и безбоязненно вступить на исповеднический подвиг, немедленно прославивший еще более его имя по всей Русской земле. Восприимше меч духовный, иже есть глагол Божий (Ефес. VI, 17), св. Филипп молит и увещевает царя, сначала наедине, дабы пресек он своею властию, данною ему от Бога, те беззакония, которые совершали опричники, приближенные царские телохранители. Когда увещание наедине не подействовало, блаженный Филипп стал обличать царя явно, при свидетелях, и даже в соборном храме Успения Пресвятой Бoгородицы с своего святительского места. «Того ради, повествует пролог, царь гневашеся на святого и муками и изгнанием претяше. Он же, яко адамант непоколебим пребываше и царево прещение ни во что же вменяше, о истине же глаголати не престаяше» (Пролог, стр. 494). Наконец, после ложных обличений, возведенных на непорочного, «яко агнца», святителя Божия непобедимый страстотерпец Христов Филипп позорно изгоняется из церкви, подвергается многочисленным руганиям и, измученный, ссылается на заточение и изгнание в Тверской Отроч монастырь.
Тяжко было для страждущего святителя это заточение, оно было как бы предвещанием, что скоро наступит конец его страданиям, и он имать быти со Христом. Св. Филипп по откровению свыше знал о приближении часа смертного. За три дня до наступления своей блаженной кончины, он сказал бывшим при нем: «се уже совершение моего подвига приспе», и причастился Св. и Животворящих Таин Христа Бога нашего. 23 декабря 1569 года исполнилось его предсказание: он принял мученическую кончину, и нарекся, по непреложному евангельскому слову, велиим в царствии небесном (Мф. V, 19). Угас великий светильник Российской церкви в своем земном бытии, но его духовный свет не только не угас, напротив, еще боле воспламенился и распространяет свои лучи до днесь, озаряя ими путь каждому ко Престолу Всевышнего. Научает св. Филипп и днесь всех и каждого — терпению, смирению, непоколебимой веpе и покорности воли Божией, безропотному несению креста своего, научает непреложному упованию, что каждый ходящий достойно звания своего и исполняющий заповеди Господни, подобно ему, святителю и исповеднику, удостоится внити в брачный Чертог Небесного Жениха.
Нетленные останки св. Филиппа были перенесены из Твери в нашу Соловецкую обитель в 1591 г. и покоились здесь 55 лет в могиле, приготовленной самим Святителем, пока последовало торжественное открытие мощей святителя Филиппа в 1645 году. Через 8 лет, в 1652 году, определено перенести мощи св. Филиппа в Московский Успенcкий собор. Для торжества перенесения был отправлен в Соловецкий монастырь Новгородский митрополит Никон (впоследствии Bcepoccийский патриарх). Предварив самое перенесение мощей достойным приготовлением и божественными службами, митрополит Никон помимо молебна вложил в руку святителя и чудотворца царскую грамоту, в которой царь Алексей Михайлович, испрашивая прощения предку своему царю Иоанну Грозному, молил угодника Божия не презреть моления его и придти с миром в стольный град Москву.
В Москве мощи св. Филиппа были торжественно встречены самим царем, с крестным ходом, и по внесении их в Успенский собор, были поставлены на том святительском меcте, с которого святитель обличал Грозного и был им позорно низведен.
Невыразимою скорбию поразило сердца Соловецкой братии разлучение их с драгоценнейшим сокровищем, мощами святителя, уже прославленного в сонме святых, верного ходатая и теплого молитвенника у Престола Всевышнего за обитель и за братию. Скорбь эта выразилась в трогательной стихире, поемой и ныне, на день памяти отшествия св. мощей из Соловецкого монастыря, в неделю всех святых: «не подобаше тебе, о святителю Филиппе, оставляти твое отечество, но к нам возвратитися, где ты духовно породился», и т. д. Понятна эта скорбь, и даже теперь, когда мы удалены от сего знаменательного события более, чем на 250 лет, невольно снедает каждого сердечная жалость, что не здесь, не в нашей св. обители, не на наших глазах почивают мощи святителя страстотерпца и чудотворца Филиппа. Но следует ли предаваться таковой скорби? Нет, такая скорбь ни самому святителю не может быть приятна, ни для нас полезна.
Куда перенесены чудотворные мощи св. Филиппа? В царствующий град Москву, дорогую для каждого русского первопрестольную столицу, в которой наши цари и помазанники принимают венчание на царство.
Где св. мощи благолепно водворены? — В соборе Успения Пресвятой Богородицы, в том храме, который по предсказанию святителя и чудотворца Петра, также митрополита Московского, должен был по своем построении послужить и, действительно, послужил краеугольным камнем величия Московского царства, — в храме, где и сам св. Филипп был преемником великих святителей Русской земли Петра, Алексия и Ионы.
С какою целию перенесены мощи святителя в Москву? — С тем, чтобы царь Алексей Михайлович, как сказано в царской грамоте, мог испросить прощение предку своему Иоанну Грозному. В этом заключается признание и вера царя с собором иерархов в многомощное предстательство св. Филиппа пред Престолом Всевышнего. Имел святитель Филипп свой первосвятительский престол в царствующем граде Москве. Там же, по определению Божию, подобало ему, по кончине своей, и вновь возсиять в главном храме Русского государства.
Да будет же св. Филипп, вместе с прославленными Московскими святителями и чудотворцами, теплым ходатаем и молитвенником y Небесного Царя Славы за возлюбленного нашего Царя и Помазанника, за дорогое наше Отечество и за весь Православный Русский народ.
Соловецкая же обитель, духовная родина св. Филиппа, да радуется, как друг женихов, неизглаголанною радостию за глас женихов (Иоан. III, 29) радуется, что порожденное в ее северной и дикой пустыне духовное чадо, яко финикс процвете, яко кедр, иже в Ливан, умножися (Пс. ХСІ, 13), и венчася славою великою на небесах, на земле же прославися нетлением мощей своих и током чудес, исходящим от них.
Прославился св. Филипп житием своим, верою, кротостию и любовию, a вместе с собою прославил воспитавшую его и приснолюбимую им Соловецкую обитель. Духом же своим св. Филипп невидимо всегда с нами и, по-прежнему, как и во дни своего игуменства, печалуется о любезной своей духовной родине, Соловецкой обители, ограждает ее от всех зол и напастей и молит Господа об ее процветании не только совне, но наипаче духовно, да не оскудеют в ней во вся дни, до скончания века, светочи истинного благочестия и истинного иноческого жития. He престает св. Филипп предстательствовать и молиться ко Господу и за нас, чад своих духовных. Он близок к нам, как и Сам Господь близок всем призывающим Его, призывающим Его во истине (Пс. CXLIV, 18).
He будем же, братие, сами удаляться ни от Coздателя и Бoгa нашего, ни от друга и верного служителя Его, присного наставника, мудрого руководителя ко спасению, святителя и чудотворца Филиппа. Греховные дела и беззакония удаляют нас от Господа, Его Пречистой Матери и святых Его; их же человеколюбные объятия всегда простерты к нам, всегда ждут нас, лишь бы сами мы имели неленостное стремление бодренно шествовать к ним и не отходить от них, пока живем здесь, в земной нашей юдоли.

Будем же, братие, творить благоугодное пред Господом и последуем за св. Филиппом, как послушные чада за отцом по пути в Царство Небесное. Этот путь освещен для нас его светлыми подвигами и ангелоподобным житием. Будем стараться чтобы и нам его благодатною помощию и всемощными молитвами нарещися «слугами Божиими» и дабы каждый из нас в страшный день суда удостоился услышать божественный глас нелицеприятного Судии и Мздовоздаятеля: благий и верный paбe, вниди в радость Господа твоего (Mф. XXV, 23). Аминь.

Сборник поучений на местные праздники Соловецкого ставропигиального первоклассного монастыря. Издание Соловецкого монастыря. Сергиев Посад, 1912 г.С.73-83. 

(Источник PDF-версии: https://azbyka.ru )